Имена всех героев имеют особый смысл
0 Как это нередко бывает в сказках, имена персонажей мультфильма — говорящие и обладают символическим смыслом. Благодаря особенностям японского языка, каждое имя можно истолковать несколькими разными способами, но общий смысл будет примерно один. Так, например, имя главной героини — Тихиро можно дословно перевести, как «бездонная глубина». «Ти» — означает «тысяча», а «хиро» — это японская мера глубины, которая равна 1,81 метра. Заключив договор с Юбабой, Тихиро теряет часть своего имени, оставив от него только частицу «Ти», которая также может читаться как «Сэн». Имя ведьмы Юбабы переводится как «горячая вода» или «банная ведьма» (а имя ее сестры Дзенибы можно толковать как «денежная ведьма»). Имя малыша Бо дословно значит «малыш», «ребенок», а имя многорукого деда Камадзи переводится как нечто среднее между «котелок», «бойлер», «старик» и «хрыч».
Музыка
Превосходно. Восхитительно. Замечательно. При описании музыкального сопровождения так и хочется жонглировать эпитетами. Им занимался известный японский композитор Дзё Хисаиси. Музыка была исполнена новым Японским филармоническим оркестром. В который раз убеждаюсь, что музыкальное сопровождение, исполненное на классических инструментах, является беспроигрышным вариантом. Благодаря музыке вы в полной мере окунаетесь в сказочный мир, придуманный Миядзаки. Вы как будто стоите рядом с Тихиро: вместе с ней испытываете напряжение от незнакомой обстановки; вместе с ней летите на драконе на безумной скорости; вместе с ней задерживаете дыхание и дрожите от страха. Столь натуральный эффект погружения возможен только при высшем уровне музыки, и Spirited Away в этом плане устанавливает планку качества
Студия Ghibli традиционно уделяет колоссальное внимание проработанности музыкального сопровождения, вплоть до мельчайших звуков, ведь только тогда зритель сможет полностью синхронизироваться с персонажами и прочувствовать всю красоту рассказываемой истории
Сюжет фильма
По дороге к новому дому семья Огино попадает в странный лес, а затем в тупик. По длинному коридору они оказываются в еще более странном городке. Там нет ни одного человека, но есть много пустующих ресторанчиков. В одном из них они видят накрытые столы. Юко и Акио остаются поесть, а их дочь Тихиро идет погулять и встречает мальчика Хаку, он предупреждает ее об опасности.Тихиро возвращается в ресторан и видит, что ее родители стали свиньями. Да и прохода, по которому они попали в город, теперь нет. Хаку рассказывает девочке, что колдунья Юбаба владеет городом. Она превращает всех людей в животных. А в купальни и рестораны приезжают различные сверхъестественные существа со всего мира.Девочке предстоит устроиться на работу к Юбабе, сменить имя. Она хочет сделать все для того, чтобы расколдовать родителей и других людей. Для этого ей предстоит пройти немало испытаний. Но ей все удается. Тихиро и ее родители, которые вернули свой человеческий облик, смогли выбраться из загадочного города.
О главных человеческих пороках
Сюжет с самого начала показывает нам к чему приводит человеческая жадность и невоспитанность. При взгляде на поведение родителей Тихиро даже удивительно, что девочка умеет вести себя сдержанно и более благоразумно.
О том, что такое аниме и почему его любит Илон Маск читайте здесь
Жадностью пропитано практически все окружение Юбабы. И сама она, больше всех погрязла в алчности и жажде наживы. Богатство и роскошь так затмили ее разум, что она не в состоянии отличить любимого сыночка Бо от подмены.
В фильме очень хорошо показано, как богатство способно ослепить человека, а шанс разбогатеть на халяву ставится выше цены собственной жизни.
О важности слов и имен
Имена всех персонажей тщательно подобраны, отражая предназначения каждого из них. И здесь также присутствует магия наряду с древним японским поверьем. Юбаба лишает Тихиро имени, оставляя лишь один иероглиф — Сэн (в переводе «тысяча»). Забывая свое имя человек лишается и прошлого, а значит полностью теряет себя, «умирает» как личность. Им можно управлять или полностью уничтожить.
Так произошло с Нигихаями Кохакунуси «хозяином Янтарной реки», а теперь
Хаку, который служит Юбабе и обучается у нее колдовству, но не помнит, кто он и откуда. Возвращая же себе свое настоящее имя, можно вновь «ожить» и вернуть свободу.
Имя колдуньи Юбаба означет «старая баньщица» или «старуха из купален», а дедушка Камадзи — «дед-котелок» или по-другому «старый истопник».
Мультфильм пропитан магией и колдовством. Большое значение играют слова и действия персонажей. От своего нового друга Хаку, Тихиро получает наставление — настойчиво требовать работы и ни в коем случае не отвлекаться от этой темы с Юбабой. Ведь если разговор пойдет в другую сторону, колдунья с легкостью завладеет душой и разумом Тихиро.
В оригинале картина называется «Сэн то Тихиро но камикакуси» в переводе «Сэн и похищенная ками Тихиро», где камикуси это «ками прячет», а ками — японские духи, которые согласно поверьям могут похищать и прятать человека много лет. Однако название было адаптировано под европейского зрителя — «Унесенные призраками». Возможно, оно придает больше загадочности, не раскрывая сразу задумку картины.
Сюжет
Когда родился мальчик в семье Юдзаки, родители были бесконечно счастливы. Папа малыша, глядя на сынишку, с большой надеждой пожелал, чтобы он стал большим, как космос. И придумал ему имя – Наса. Странное сравнение с космическим агентством NASA, но делать нечего – имя записали в документах. И, будучи совсем маленьким, мальчик не понимал странных насмешек со стороны детей и некоторых взрослых, но со временем всё изменилось. Наса Юдзаки решил доказать всем, что имеет такое грандиозное имя совсем не зря.
День за днем Наса изучал учебники и книги. Он поглощал новые знания, и делал это с большим удовольствием. Мальчик превратился в самоуверенного старшеклассника, и когда Наса решил поступить в лучшую школу при институте, он знал, что экзамены сдаст лучше всех. Но наши планы не всегда воплощаются в жизнь. Есть неведомые силы, которые могут повлиять на выбранный путь. Так случилось с нашим героем.
Кадр из аниме
Поздним зимнем вечером, под снегопадом, Наса увидел ее – Цукасу Цукуёми. Девушку мечты, красавицу, незнакомку… Он влюбился в нее с первого взгляда. Сделав шаг к ней навстречу, парень оказывается сбитым грузовиком. И перед тем, как попасть в больницу до самой весны, Наса успел вырвать у девушки обещание: Цукасу будет с ним встречаться, но с условием, что они поженятся. После этих сладостных слов они расстанутся на 2 года. Расстанутся, чтобы навсегда быть вместе…
Персонажи[править]
Бо, гигантский несмышлёныш
- Тихиро Огино (Сэн) — главная героиня фильма, девочка десяти лет. В начале фильма Тихиро предстаёт избалованной и капризной. С развитием сюжета героиня проявляет свои лучшие черты характера — ответственность, терпеливость и бескорыстие.
- Акио и Юко Огино — родители героини. Были превращены в свиней в наказание за то, что съели еду, предназначенную для гостей Юбабы.
- Хаку — юный ученик Юбабы. Сочувствует Тихиро и помогает ей. Умеет превращаться в красивого серебристого дракона.На самом деле является духом-хранителем реки Кохакугава, и зовут его Нигихаями Кохакунуси
- Юбаба — главная антагонистка фильма, хозяйка купален «Абура-я». Злая ведьма и наставница Хаку.
- Бо — страшно избалованный сын Юбабы. Выглядит как огромный младенец, который при первом своём появлении еле ползает. Однако говорит и мыслит он как ребёнок более старшего возраста — лет на пять-шесть. После пребывания в мышином облике его характер значительно улучшился.
- Дедушка Камадзи — шестирукий дух-истопник в купальнях, руководящий маленькими духами сажи Сусуватари. Несмотря на устрашающую внешность, очень добр.
- Безликий бог Каонаси — таинственное божество в маске, которое не имеет собственного лица и постоянно его ищет. Тихиро случайно впустила его в купальни, приняв за очередного клиента. Приманивает живых существ, чей облик решил принять, золотым песком, а затем пожирает.
- Рин — ворчливая девушка-банщица, наставница Тихиро.
- Дзэниба — сестра-близнец Юбабы. В отличие от неё, добрая и не любит роскоши, предпочитая жить в скромном домике с огородом.
- Сусуватари илиЧернушки — мелкие чёрные духи сажи; служат рабочими в котельной.
Производство [ ]
История в реальном времени
Этот мир больше похож на Эдо токё татэмоноэн (Токийский музей, Строительный парк), чем на современность. У Миядзаки всегда вызывали интерес здания, выстроенные в псевдозападном стиле. Кажется, что люди забыли жизнь, здания, улицы, по которым гуляли не так давно. Тогда люди не были такими слабыми… Все думают, что проблемы, с которыми люди сталкиваются сегодня, — совершенно новы и неизведаны. Но Миядзаки считает, что люди просто к ним не привыкли, не готовы к ним. Поэтому этим фильмом Миядзаки хочет вернуть людей, смотрящих аниме, в то время, которое, по его словам, люди забыли.
Так о чём же мультфильм
Волшебная сказка придумана автором специально для девочек возраста Тихиро. По словам Миядзаки, для десятилетних зрительниц еще не было создано такой истории, которая бы затрагивала их настоящие интересы. Все фильмы либо показывали период взросления через влюбленность, а главные герои больше похожи на вымышленных.
Тихиро же обычная девочка, понятная для своего юного зрителя: «Было очень важно сделать ее простой и без всяких преувеличений. Это не история, в которой герои взрослеют, а история, где под влиянием особых обстоятельств раскрывается что-то, что уже в них есть
Вот что я хотел рассказать в этом фильме».
Каждый почерпнет что-то своё
Фильмы Хаяо Миядзаке обладают особенным даром
Внимание, которое уделяет автор мельчайшим деталям, создает эффект глубокого погружения. События и действия в картине «Унесенные призраками» заставляют задуматься, что есть вымысел, а что реальность, затрагивая такие важные задачи как:
Но что бы ни говорил автор и многочисленные трактовки, каждый увидит в этой волшебной, трогательной и немного грустной истории что-то свое.
Мультфильм о детской проституции?
Что интересно, некоторые особо озабоченные аналитики выдвигали версию, что символическим подтекстом мультфильма является детская проституция. Гипотеза подкреплялась некоторыми, довольно странными, совпадениями — например, неоднозначным символом на входе в общественные бани.
湯 или ゆ («хирагана») — с японского переводится как «ю» — «горячая вода». Изучив данный символ, можно также выяснить, что 湯女 — «женщина горячей воды» — «юна», то есть «банщица». Некоторые японские юна в XIX веке зарабатывали проституцией, но лишь в тех общественных банях, где предлагались интимные услуги (а таких было не так много). Однако из-за того, что сенсация о банщицах-проститутках в своё время потрясла Японию, любые общественные бани стали называть борделями, а их работниц — девушками лёгкого поведения.
Поэтому некоторые особо внимательные зрители, которые заметили этот нюанс, решили, что Миядзаки превратил Тихиро в юную проститутку. Однако режиссёр очень быстро развеял подобные догадки, заявив, что никакого сексуального подтекста в этот фильм не вкладывал. Японская Википедия гласит, что «ゆ» размещается на входе в общественные бани сэнто в значении «Добро пожаловать!», только и всего.
Проблема экологии
Миядзаки в интервью отрицает явный акцент экологических проблем в мультфильме, подчеркивая, что это не его задача. Однако он признается, что делится личным опытом, а в его произведении явно прослеживается любовь к природе.
О секретах и скрытом смысле мультфильма про Тоторо читайте здесь
Однажды Миядзаки участвовал в очищении реки возле дома. И с ее дна люди вытащили велосипед. Сюжет с Духом помоек, который оказался речным божеством, переполненным грязью и мусором, основан на вполне реальной истории автора. Подобная ситуация происходит по всему миру. И это огромная проблема человечества.
В другом сюжете говорится о иссушенной реке. Это лишило Хаку — Хозяина янтарной реки своего дома и он был вынужден искать пристанище в другом месте. И такую тенденцию мы наблюдаем в любой стране мира. Ради новых коммерческих проектов люди уничтожают заповедные земли и самые красочные уголки, убивая все живое.
Основные персонажи «Унесенных призраками-2»
Основные персонажи «Унесенных призраками-2» будут следующими:
- Тихиро Огино/Сэн. В первой части это девочка десяти лет, а во второй – взрослая женщина и мать двоих детей. Героиня достаточно капризна и своевольна, но она умеет добиваться поставленных целей и бороться за своих близких. Она разговаривает голосом Сэйю Хиираги Руми.
- Хаку. Это юный мальчик, который имеет уникальную способность – превращаться в дракона. Юноша является учеником злой колдуньи по имени Юбаба. После встречи с Тихиро Хаку становится ее другом и помощником во всех начинаниях. Совсем скоро мальчик вспоминает, что он вовсе не дракон, а человек. Причем он узнает и Тихиро. Оказалось, что они знакомы с детства, ведь Хаку – хранитель реки, который однажды спас девушку, когда она тонула.
- Юбаба. Это злая колдунья, которая является основным отрицательным персонажем проекта. Героиня жестока со всеми другими персонажами аниме, кроме своего сына, которого балует. Юбаба умеет превращаться в птицу, благодаря чему она ежедневно делает облет города.
- Безликий. Он является божеством без лица. Этот персонаж является вымышленным, так как в японском фольклоре (в отличие от других героев) его нет. Безликий превращается в чудовище, которое охотится на людей и съедает их. После встречи с Тихиро Безликий становится ласковым домашним зверьком, который помогает девушке по хозяйству.
Теперь вы знаете основных героев. Осталось дождаться выхода фильма и насладиться увлекательной историей, которую подготовили разработчики.
Сюжет[править]
Десятилетняя девочка Тихиро Огино вместе с отцом и матерью переезжает в новый дом. Заблудившись по дороге к нему и проехав через странный лес, они попадают в тупик: останавливаются перед высокой стеной, в которой темнеет вход. Войдя туда, семейство Огино оказывается в заброшенном городке. Нигде нет ни души, но по приятному запаху отец Тихиро находит пустой, огромный стол, ломящийся от разной вкуснятины. Отец с матерью остаются перекусить, а Тихиро отправляется бродить по городу. Выйдя к большому зданию с надписью «Купальни Абура-я», она встречает мальчика Хаку, который требует, чтобы она немедленно бежала отсюда. Быстро сгущаются сумерки и наступает вечер, город наводняют странные жуткие тени, появляющиеся отовсюду. Героиня бросается к ресторану, где остались её родители, и с ужасом обнаруживает, что они превратились в свиней. Перепуганная девочка бежит к тому месту, откуда они пришли, однако теперь на пути широкая река.
Хаку находит Тихиро и помогает ей: проводит к зданию купален и объясняет происходящее. Оказывается, Тихиро с родителями попали в волшебный мир духов, глубоко спрятанный от мира людей. Хозяйка городка — злая колдунья Юбаба, под её управлением находятся купальни и рестораны, куда приезжают отдыхать боги, призраки, духи и другие сверхъестественные существа со всего света. Всех, кроме гостей и своих работников, Юбаба превращает в животных. Чтобы получить надежду на спасение родителей и возвращение домой, девочке, по совету Хаку, должна потребовать у Юбабы работу — согласно давнему зароку, ведьма не может никому отказать в такой просьбе. При помощи новых знакомых, старого паукообразного истопника Камадзи и банщицы Рин, героине удаётся добраться до кабинета Юбабы и получить там работу, а вместе с ней — новое имя. Теперь Тихиро зовут Сэн.
Тихиро приступает к тяжёлой работе, надеясь найти способ снять проклятие со своих родителей и найти путь домой.
Кратко о сюжете
За 19 лет полнометражный аниме-фильм «Унесенные призраками»
не утратил своей популярности и по-прежнему занимает топовые места в рейтингах лучших фильмов мирового кинематографа.
Это без преувеличения шедевральная работа Миядзаки заслужила Оскар в категории «Лучший анимационный полнометражный фильм» в 2003 году, а также множество других престижных наград в бесконечных номинациях с приставкой «лучший». В Японии картина в свое время обошла даже знаменитый «Титаник», став самым кассовым фильмом в истории.
Что же хотел донести до зрителя Миядзаки и почему аниме «Унесенные призраками» вошло в список лучших фильмом всех времен и народов.
Интересные факты
- Первая часть этой анимационной истории вышла в далеком 2001 году, однако, несмотря на то, что с того времени прошло уже 18 лет, многие зрители до сих пор надеются увидеть продолжение полюбившегося мульта.
- Аниме Унесенные призраками стало по-настоящему культовым, у него есть поклонники по всему миру, и, судя по отзывам, эта история никого не оставляет равнодушным после просмотра. Этот мультфильм получил высокие отзывы не только от телезрителей, но и от авторитетных критиков, которые поставили ему высшие баллы. Также Унесенные призраками считаются произведением обязательным для семейного просмотра.
- По мотивам этого мультфильма поклонники написали немало фанфиков, очень многие из которых стали довольно популярными в сети. В интернете даже прошел слух, что вторую часть Унесенных призраками будут делать по одному из фанфиков, но это, конечно же, не так. Сюжет продолжения будет соответствовать одноименной манге.
Макс Гендель о чистилище
« Когда форма низменного желания привлекается к другой форме того же рода, появляется разлад в их вибрациях, вследствие чего они оказывают друг на друга разрушительное действие. Таким образом, вместо объединения и слияния зла со злом они действуют взаиморазрушающе, и таким путем зло в мире содержится в допустимых границах. Если мы рассматриваем работу этой пары сил в таком свете, нам становится понятным эзотерический афоризм: «Ложь — это и убийство, и самоубийство в Мире Желаний».
«Поэтому зло и злонамеренная ложь могут убить любое доброе дело, если они достаточно сильны и достаточно часто повторяются. Но и наоборот, если искать доброе в злом, это со временем превратит зло в добро. Если форма, созданная для уменьшения зла, слаба, она не будет иметь никакого эффекта и будет уничтожена злой формой; но если она сильна и часто повторяется, она будет иметь разрушительный эффект на зло и заменит его добром. Этот эффект, пусть это будет правильно понято, достигается не ложью и не отрицанием наличия зла, а поиском доброго. Эзотерик непреклонно придерживается этого принципа поиска добра во всем, потому что он знает, какой силой сдерживания зла обладает этот принцип.
И так, интерес и безразличие дают побудительный мотив к действию и являются теми пружинами, которые двигают мир. На более поздней стадии эти чувства перестанут иметь какой-либо вес. Тогда определяющим фактором станет долг.
Мы видим, таким образом, что не «мстительный Бог» создает чистилища или ад для нас, а наши собственные дурные привычки и деяния. Время и страдания наши в «чистилище» будут соответствовать силе наших желаний, от которых нужно очиститься.
Назначение «чистилища» в том, чтобы уничтожить вредные привычки, сделав невозможным удовольствие от них. Человек страдает точно так же, как он заставлял страдать других своею нечестностью, жестокостью, нетерпимостью и многим другим.» (М.Гендель «Космогоническая концепция»)
Эзотерический смысл выбора устремления нашей души на земле в мультфильме Хаяо Миядзаки «Унесенные призраками»
Основные персонажи «Унесенных призраками-2»
Основные персонажи «Унесенных призраками-2» будут следующими:
- Тихиро Огино/Сэн. В первой части это девочка десяти лет, а во второй – взрослая женщина и мать двоих детей. Героиня достаточно капризна и своевольна, но она умеет добиваться поставленных целей и бороться за своих близких. Она разговаривает голосом Сэйю Хиираги Руми.
- Хаку. Это юный мальчик, который имеет уникальную способность – превращаться в дракона. Юноша является учеником злой колдуньи по имени Юбаба. После встречи с Тихиро Хаку становится ее другом и помощником во всех начинаниях. Совсем скоро мальчик вспоминает, что он вовсе не дракон, а человек. Причем он узнает и Тихиро. Оказалось, что они знакомы с детства, ведь Хаку – хранитель реки, который однажды спас девушку, когда она тонула.
- Юбаба. Это злая колдунья, которая является основным отрицательным персонажем проекта. Героиня жестока со всеми другими персонажами аниме, кроме своего сына, которого балует. Юбаба умеет превращаться в птицу, благодаря чему она ежедневно делает облет города.
- Безликий. Он является божеством без лица. Этот персонаж является вымышленным, так как в японском фольклоре (в отличие от других героев) его нет. Безликий превращается в чудовище, которое охотится на людей и съедает их. После встречи с Тихиро Безликий становится ласковым домашним зверьком, который помогает девушке по хозяйству.
Теперь вы знаете основных героев. Осталось дождаться выхода фильма и насладиться увлекательной историей, которую подготовили разработчики.
Синтоизм в мультфильме
Как мы уже говорили, огромное значение как для Миядзаки, так и для многих японцев имеет связь с духами. В начале «Унесённых призраками» семья теряется по пути к новому дому и попадает в мир потусторонних существ. Как только Тихиро и её родители съезжают с главной дороги на лесную тропинку, в кадре появляются деревянные ворота под названием «тории».
Такие ворота у японцев носят священный характер и обозначают вход в синтоистское святилище — то есть, в мир многочисленных духов и божеств (ками), которые обитают в разных объектах окружающего мира: камнях, горах, реках, деревьях. Проезжая дальше, герои сталкиваются с множеством ритуальных статуй и фигур, да и сам лес становится намного гуще, зеленее, таинственнее. Синтоизм — традиционная японская религия, символические элементы которой распространяются на всё творчество Хаяо Миядзаки.
Стоит также отметить, что в оригинале (в дословном переводе с японского) название мультфильма звучит так: «Сэн и похищенная ками Тихиро». «Ками» в синтоизме обозначает духовную сущность, бога: так называют людей, зверей, птиц, камни, деревья, поля — любое явление природы, которое обладает исключительной силой, как положительной, так и отрицательной. В «Унесённых призраками» ками — это японские духи, которые, согласно поверьям, могут похищать и прятать душу человека много лет
Вот почему для Тихиро было так важно не забывать своё имя и сохранять память о прошлом
Проблемы социализации
Неожиданно попав в чуждый мир, где нет привычного окружения, Тихиро испытывает утрату групповой идентичности. И здесь она может стать такой же или утвердиться в целостности своей личности. То же говорит ей Безликий: «Чтобы приобщиться к миру взрослых, чтобы стать одной из них, ты должна стать ненасыщаемой, жадной».
На примере Безликого проблема утраты личности и групповой идентичности раскрывается как нельзя лучше. Безликий одинок, потерян и несчастен. Присматриваясь к окружению и пытаясь соответствовать ему он поглощает все подряд, не успевая разобраться, нужно ему это или нет. Поэтому не получает ни насыщения, ни удовлетворения.
И здесь очень хорошо раскрыты принципы гештальта: подмена понятий и замена потребностей. По закону возникающий гештальт должен всегда иметь завершение. А если гештальт закрыть не удается, то возникает чувство неудовлетворенности, незаконченности, что приводит к сбоям и даже серьезным психологическим травмам.
Пытаясь чем-то заполнить чувство внутренней пустоты, люди зачастую пытаются достичь удовлетворения ложным пресыщением. Например, перееданием, чрезмерным общением, бессмысленной тратой денег или, наоборот, их накоплением.
Чтобы обрести душевное равновесие, разобраться в себе и избавиться от травмы нужна работа над собственными страхами и смелость. Для Тихиро таким исцелением стала поездка к «страшной колдунье», как назвал Дзенибу дедушка Камадзи. И очень символично, что в это путешествие Тихиро отправилась с Безликим.
Если вы заметили, то ужасный ненасытный дух, который поглощал в купальне еду вместе с личностями, за столом у Дзенибы ведет себя воспитанно и культурно. Теперь он не спеша и с удовольствием, маленькими кусочками ест угощение.
По возвращению Тихиро решает все проблемы уже спокойно, уверенно и без страха. Ведь Безликий, олицетворение ее групповой идентичности, нашел свое место. Хаку, как другая сторона ее личности, исцелился и вспомнил свое настоящее имя и прошлое, а воссоединение с родителями случится уже очень скоро.
На прощанье Хаку наставляет Тихиро: «ни в коем случае не оборачивайся пока не выйдешь из туннеля». И в этом также кроется истина — не стоит возвращаться, погружаться в прошлое. Пережитый опыт необходимо помнить, чтобы использовать его как важный и нужный урок на пути к новому.
Инициация и вынужденное взросление Тихиро
С психологической точки зрения историю о Тихиро можно рассматривать, как проблему идентичности, становления личности через внутренний травматический мир маленькой девочки. Тогда весь фильм становится наполнен символами, а герои, встречающиеся на пути Тихиро — метафорические персонажи, отождествляющие собой страхи, проблемы, переживания в момент взросления.
В начале фильма мы видим как Тихиро тяжело дается переезд и разрыв с прошлой жизнью. Она кажется нам капризной и безучастной к происходящему, тогда как ее родители вполне довольны предстоящими переменами. Они оживленно беседуют, смеются, не обращая внимания на подавленное настроение дочери.
О творческом пути Хаяо Миядзаки можно прочитать здесь
События, в том числе и разрыв с родителями, заставляют Тихиро через душевную боль и страх адаптироваться к миру взрослых, преодолеть внутренние барьеры, взять ответственность за происходящее на себя. Она быстро учится и делает верные шаги, проявляя свои лучшие стороны и помогая другим.
Есть мнение, что мальчик-дракон Хаку это другая, сильная сторона, дух Тихиро, которая проявляется в момент расщепления личности. Она имеет свойство замереть в состоянии душевной травмы до поры до времени. Так же как Хаку служит колдунье и тайком помогает Тихиро прийти к свободе, эта сторона девочки ждет своего часа, чтобы либо избавиться от травмы, либо погрязнуть в ней навсегда.
Капитализм и значимость памяти
Еще одна версия гласит, что огромные общественные бани для элиты в мультфильме — явный признак капиталистического общества: это доказывает отсутствие у работников даже имени — остаётся лишь стоимость, и индивидуальность каждого рассчитывается деньгами.
Кроме того, когда Юбаба берёт Тихиро на работу, она меняет её имя на Сэн, что в переводе с японского означает «тысяча». Так Тихиро получает работу и новую короткую кличку, забывая своё настоящее имя. Ей на помощь приходит Хаку — мальчик, который вместе со своим истинным именем позабыл и свою жизнь
Символическая значимость данного эпизода — в важности памяти, как личной, так и исторической. Без воспоминаний разум и душа человека погибают, а его жизнь теряет смысл
Уникальность героев
Хаяо Миядзаки удалось показать всю суть сказочной истории без типичного разделения героев на злодеев и добрых. Все персонажи при взаимодействии друг с другом гармонично раскрывают обе стороны своей души — и хорошую и плохую. Эта нить прослеживается на протяжение всего фильма.
Рин, которая сначала грубит и тюкает Тихиро, после показана как заботливая и ответственная старшая подруга. Страшный и ворчливый Камадзи скрывает за своей внешностью добрую душу. Хаку оказался не таким уж идеальным, когда выяснилось, что он занимается темными делами по наставлению Юбабы. Жестокий, капризный и ленивый Бо, становится смелым, забавным и отстаивает справедливость. Даже Юбаба — злая, ужасная колдунья, тает от материнской любви и выполняет обещание.
И, наверное, самым красочным и говорящим перевоплощением остается поведение Безликого
Он тих и незаметен, если на него не обращать внимание, страшен и ненасытен рядом с подобными существами, немного стеснителен, озадачен и щедр с Тихиро, а в домике у Дзенибы скромен, воспитан и трудолюбив