Как выбрать фильм и не прогадать
Выбирая фильм, ориентируйтесь на три критерия.
- Возрастная маркировка
«Картины с рейтингом 0+ и 6+ изначально создаются под детскую аудиторию, и в подавляющем большинстве случаев разницу между этим маркировками вы не заметите. Но к остальным ограничениям я бы советовал присмотреться. Контент в фильмах 12+ и 16+ уже может не подойти для дошколят или детей, которые ходят в младшую школу. Я бы сказал, что рейтинговая система в первую очередь помогает ориентироваться в выборе контента, но финальное решение всегда остаётся за родителем», — отмечает Денис Немеров.
- Описание фильма
Прочитайте, что пишут о картине, и посмотрите трейлеры. Обычно на этом этапе вы сможете понять, есть ли там моменты, которые не стоит показывать ребёнку.
- Отзывы
Не всегда киностудии рассказывают обо всём, что есть в фильме. Почитайте отзывы и выясните, что другие зрители думают о картине, которую вы выбрали. Если в фильме есть спорные моменты, вы узнаете об этом за пару кликов.
<<Параграф c цитатой>>
Битва за «Жигули»
https://youtube.com/watch?v=brGPEx3M9e0
«Битва при Жигулях» — «Война и мир» от «Криминальной России». Рассказ про бандитские войны в Тольятти выходил в эфир дважды. В трехсерийном формате на НТВ, и в четырехсерийном — на ОРТ. Самая длинная версия идет почти 2 часа — могучий хронометраж для телевизионного дока.
Тольяттинская криминальная война — крупнейшая в новейшей российской истории. За контроль над главным автомобильным заводом страны в разные годы сражались все главные преступные группировки страны — Волговская, Слоновская, Чеченская, Татарская и многие другие. Эта война продолжалась чуть ли не до конца десятых годов и унесла несколько тысяч жизней. Поэтому, чтобы просто пересказать все важные события, происходившие в Тольятти, документалистам понадобилось выйти за рамки традиционного хронометража.
«Битва при Жигулях» лишена саспенса и лихих сюжетных поворотов многих предыдущих серий, но по понятным причинам — по формату это не детектив, а летопись одной очень большой главы современной российской криминальной истории. На экране мелькают трупы — жертвы заказных убийств, забиваются стрелки, возникают продажные и честные милиционеры или отважные журналисты, освещавшие эти события (в 2002-м и 2003-м были убиты два главных редактора «Тольяттинского обозрения» Валерий Иванов и Алексей Сидоров, мелькающие на экране). И конечно, Тольяттинский автомобильный завод — как главная цель для всех организованных преступных группировок новой России. «Битва при Жигулях» — это мощная документальная панорама не только о войне ОПГ, но и о городе, о его жителях, которым не повезло оказаться в центре бандитских разборок.
Сценарии детских фильмов пишут энтузиасты и фанаты
– То есть за развитие индустрии детского кино все-таки ответственно государство?
– В нашей стране все еще отсутствует ясная, продуманная, комплексная, охватывающая не только производство, но прокат и показ, программа развития детского кинематографа. Проводятся круглые столы, встречи, издаются указы и приказы, публикуются какие-то рекомендуемые списки фильмов, произносятся громкие лозунги, речи и призывы, но все это никак не помогает решить кардинальную проблему – возродить на новых условиях и на современном качественном уровне российский детский кинематограф.
Буквально на днях в Общественной палате РФ состоялся круглый стол по кинообразованию и медиапедагогике, который, увы, снова ничего нового не предложил. Опять просто поговорили.
Создается впечатление, что мероприятие было организовано уважаемыми людьми, понимающими важность и значимость кинообразования и медиапедагогики, однако компетентными в любых других сферах, кроме обозначенной, и поэтому совершенно не понимающими, что надо в ней делать, и надеющимися, что организация очередного круглого стола и есть решение…
– А что нужно сделать, чтобы возродить детский кинематограф в России?
– Детского кино должно сниматься очень много. В идеале нужно вернуть Киностудии имени Горького статус реального центра детского кино в стране. Сейчас студия выпускает много всего разного, но детских фильмов – в лучшем случае – один-два в год. При студии нет даже детской киношколы, нет специалистов по детскому кино.
Есть такая компания «Ракурс», которую возглавляет Виталий Сидоренко, она раньше специализировалась на детском кино. Но вот уже три года компания не получает поддержку и не производит детских фильмов. Досадно.
Сегодня сценарии детских фильмов пишут энтузиасты и фанаты. И снимают тоже
Например, мой коллега из Новосибирска Олег Захаров за свои деньги снял два детских полнометражных фильма – «Осторожно, каникулы!» и «Второе детство». Оба фильма были в ограниченном прокате и сейчас выложены в интернете в свободном доступе
15 апреля в Доме кино состоится премьера детского фильма «Бегство рогатых викингов» – экранизации одноименной повести В. Крапивина. Фильм делал восемь лет Илья Белостоцкий без всякой государственной поддержки.
В Екатеринбурге снимает замечательные детские фильмы режиссер Андрей Ким, и эти фильмы тоже есть в интернете. Владимир Потапов пару лет назад снял подростковую драму «Эмергены» на свои деньги. Кстати, фильм вызвал самые бурные обсуждения у детского жюри на фестивале в лагере «Орленок». Но это всё единичные случаи подвижничества.
Фестиваль «Лучезарный Ангел» раз в два года проводит конкурс сценариев доброго кино. Однако это никак не гарантирует, что сценарий победителя конкурса будет снят. Мне присылали хороший детский сценарий финалиста конкурса, и он до сих пор не запущен в производство.
Еще один мой коллега – Павел Щербатюк – написал прекрасную историю о первой любви. Но никак не может найти финансирование для съемок.
Да и у меня самой есть два детских сценария, судьба которых неясна. Один сценарий мы написали вместе с режиссером Евгением Соколовым и пока не нашли заинтересованного продюсера. Второй – военная драма о самой длинной артековской смене. На Киностудии Горького покачали головами и сказали: «Дорого для нас».
Первый российский хакер против банка США
https://youtube.com/watch?v=Wr_YC2CIhkA
Начало 90-х — первая пора персональных компьютеров в нашей стране, а значит — и первые попытки хакерства. «Неуловимый взломщик» посвящен истории, пожалуй, самого известного хакера новой России, Владимира Левина. В середине 90-х попытался украсть со счетов американского «Ситибанка» более $10 млн. Когда Левин переводил на открытые им же счета по всему миру деньги банка, в России еще не существовало уголовной статьи за электронные преступления. Поэтому новорусского хакера пришлось ловить за границей, а затем уже перевозить в США, где он и предстал перед судом.
История Левина неоднозначная. Взломав «Ситибанк» в 90-х, он мгновенно стал культовой фигурой в хакерских кругах. Однако впоследствии его слава несколько потускнела, когда появилась информация, что Левин ничего не взламывал, а просто купил коды шифрования у других электронных преступников за небольшие деньги. Но как бы там ни было на самом деле, со случая Левина, пожалуй, началась история злого русского хакерства в широком смысле этого слова, которая до сих пор (см. последние американские выборы) будоражит весь мир. Если продолжать фантазировать про голливудские последствия, то этот эпизод «Криминальной России» легко мог бы стать прологом к новым приключениям Джеймса Бонда или следующей части Mission Impossible.
За гранью: сибирский потрошитель
https://youtube.com/watch?v=mbpdZVsJ79I
«КР» всегда была источником жутких сюжетов, которые могли бы стать основой не менее жутких произведений, но иногда там встречается такое, что сразу думаешь — к черту такие сюжеты. В начале 90-х в городе Новокузнецке, что в Кемеровской области, начали пропадать люди — в основном женщины и дети. После нескольких лет поисков по чистой случайности выяснилось, что все это время душевнобольной Александр Спесивцев мучил и убивал их в квартире, где жил вместе с матерью и сестрой — первая приводила ему жертв, а вторая просто присутствовала. Каждая деталь этого дела — ад в чистом виде, в который не хочется верить. Спесивцеву приписывают 82 жертвы, хотя доказано лишь два десятка, но все эти цифры меркнут перед кадрами из его квартиры или интервью его матери. Которая, кстати, сейчас живет в Кемеровской области, как и сестра. — Стас Ломакин
Рабский кооператив в Кировской области
https://youtube.com/watch?v=nSkAPKO94t8
«Криминальная Россия», помимо всего прочего, еще и кладезь офигительных (разумеется, со знаком минус) историй, в которые невозможно было бы поверить, не случись они на самом деле.
В начале 90-х бывший электрик и разнорабочий Александр Комин из города Вятские Поляны Кировской области решает устроить новый бизнес. Под собственным гаражом на глубине 9 метров он вместе с приятелем строит бункер с парником для выращивания овощей и последующей их продажи кафе и ресторанам. Но по их плану работать должны были не они, а их рабы — обычно из неблагополучных граждан, например, бомжей, которых никто искать не будет. Эту бизнес-модель Комин узнал от одного из сокамерников, когда в 70-е отбывал срок за хулиганство.
Позже Комин решил сделать из бункера швейную фабрику. Он сам увлекался шитьем и даже мечтал стать модельером. Комин стал искать доверчивых девушек, которые соглашались спускаться в бункер под предлогом попойки, а становились рабынями, которые работали на него по 14-16 часов в день. «Кооператив «Узник» — это не только эталонная страшилка на ночь, но и рассказ про то, как легко в современное общество проникают мотивы, достойные раннего средневековья.
Сюжет фильма и главные герои
Сюжет
Фильм «Триггер» — это захватывающий психологический триллер, который повествует о жизни успешного бизнесмена Бена Матсона. Главный герой страдает от навязчивых сомнений и паранойи, что приводит к абсолютному разрушению его личной жизни.
В начале фильма мы видим, что Бен живет обычной жизнью — у него есть любящая жена, маленький сын и престижная работа, но все меняется, когда он случайно становится свидетелем убийства. Это событие затронуло его сознание и постепенно начинает менять его жизнь. Бен начинает страдать от сильной паранойи, периодически видя запутанные сны и холодеющий ужас. Он пытается разобраться в своих эмоциональных нагрузках и старается не потерять рассудок.
В результате, по мере развития сюжета, становится все более очевидно, что Бену предстоит разобраться в сложных взаимосвязях и лицемерии членов его семьи, а также раскрыть истину об убийстве, которое стало ключом ко всем его проблемам. Бен борется со своими внутренними демонами и постепенно приходит к выводу, что только правда способна освободить его от его собственной психологической тюрьмы.
Главные герои
- Бен Матсон — главный герой фильма, успешный бизнесмен, страдающий от паранойи и навязчивых сомнений.
- Сара Матсон — жена Бена, любящая и заботливая, но также скрывающая секреты.
- Майкл Матсон — сын Бена и Сары, маленький мальчик, который страдает от отсутствия внимания родителей.
- Джейкоб Вилсон — лучший друг Бена, помогает ему раскрыть тайны убийства и противостоять погоне за правдой.
- Лиза Миллер — таинственная женщина, связанная с убийством и становящаяся ключом к разгадке.
Спустя два дня дети с трудом вспомнили, о чем кино
– Фильм «Последний богатырь» стал самым кассовым российским фильмом (собрал в России и СНГ 1 млрд 680 млн руб.).
– Да, «Последний богатырь» – это особый случай, он заработал в прокате. Но надо понимать, что снял его российский режиссер Дмитрий Дьяченко, но вместе с компанией Disney. И это, конечно, большой плюс, потому что была огромная рекламная кампания, без которой ни один фильм не дойдет до зрителя.
И в картине снялись все чудесные дорогие звездные актеры. Фильм получился добротный, остроумный, красивый и… совершенно нерусский. Если перефразировать известные слова, то там «нерусский дух. Там Русью и не пахнет».
Это не фильм-сказка в нашем классическом понимании, это голливудский продукт. Мы с детьми с большим удовольствием посмотрели этот фильм, но спустя два дня они с трудом могли вспомнить, о чем кино. И это говорит о том, что фильм их не задел, не тронул. Да, они получили кратковременные эмоции во время просмотра, но не ощутили сопереживания.
– Хорошее кино всегда должно трогать зрителя?
– Как сказал Хичкок, кино – это жизнь, из которой вырезано все скучное. Точнее не скажешь. Хорошее кино – это интересная история + яркий герой + талант автора, вот в целом и все. Кино должно вызывать эмоции, «расшевелить» зрителя. Это касается любого кино.
Конечно, с одной стороны, хорошо, когда кино несет воспитательную и познавательную функцию. С другой стороны, есть опасность скатиться к нравоучению и морализаторству. И все-таки у авторского коллектива должны быть амбиции, сформулирована сверхзадача, идея, которую они хотели бы донести зрителю. Если нет этой «телеграммы», то фильм превращается в проходную картину, которая быстро забывается. В «Последнем богатыре» если и была «телеграмма», то до зрителей она не долетела.
Оскар Уайльд сказал: «Лучший способ сделать ребенка хорошим – это сделать его счастливым». Продолжаю мысль: «Лучший способ сделать ребенка счастливым – показать ему хороший детский фильм, который затронет детскую душу, вызовет сопереживание и сострадание, изменит мировосприятие и оставит хорошее послевкусие».
Сегодня многие российские фильмы подходят для семейного просмотра. Это «Время первых» и «Салют 7», «Чемпионы: быстрее, выше, сильнее» и «Движение вверх», «Nocomment» и «Единичка», «Завтрак у папы» и «Елки лохматые» и другие.
Может, надо действительно возрождать семейное кино, чтобы дети и родители смотрели фильмы вместе. Я вообще против того, чтобы использовать детское кино и мультфильмы как способ нейтрализовать ребенка на время. Я за совместный просмотр. Экран не замена родительскому воспитанию, а лишь союзник при правильном выборе фильма.
Татьяна Мирошник с семьей
Как заслуженный учитель Союза оказался педофилом
https://youtube.com/watch?v=0ZAB8a4zVR0
Личность Анатолия Сливко, заслуженного учителя РСФСР, руководителя туристического кружка «Чергид», а также педофила и насильника, известна широкой публике значительно меньше, чем тот же Андрей Чикатило. Послужной список у Сливко не такой внушительный — «всего» семь жертв против более почти шести десятков у Чикатило. Но Сливко можно и нужно считать, пожалуй, первым знаменитым серийным убийцей в истории СССР. Он действовал в 60-80-е годы, а это время, когда подобные преступления и маньяки только начинали подробно изучаться по всему миру (см. тот же «Охотник за разумом»). Неудивительно, что сам Сливко, уже будучи пойманным, консультировал следователей, которые искали Чикатило.
«Дневник оборотня», помимо всего прочего, — одна из самых жутких серий в истории «Криминальной России». Сливко вел дневник, отрывки из которого зачитываются по ходу повествования; еще у него была привычка записывать издевательства над детьми на любительскую камеру — некоторые отрывки попали в выпуск документального сериала. Еще одна важная особенность этого эпизода — советский антураж, которого нет почти ни в одной другой серии «Криминальной России». Если в сериях про 90-е насилие, убийства, бандитизм обычно показывается, как обратная сторона эпохи, то в «Дневнике оборотня» действия Сливко противопоставляются тихой и безоблачной жизни СССР времен позднего Брежнева. И от этого только становятся страшнее.
Что посмотреть детям и подросткам: выбор Татьяны Мирошник
Фильмы для младших школьников
1. «Радости и печали маленького лорда», 2003. Режиссер Иван Попов
2. «Тимур и команда», 2014. Режиссер Наталья Галузо
3. «Мы с дедушкой», 2014. Режиссер Александр Кулямин
4. «Клад», 2016. Режиссер Ирина Волкова
5. «Воробей», 2010. Режиссер Юрий Шиллер
6. «Золотая рыбка», 2016. Режиссер Александр Галибин
7. «Тайна Егора», 2012. Режиссер Александра Ерофеева
8. «Жили-были мы», 2016. Режиссер Анна Чернакова
9. «Падает вверх», 2015. Режиссер Андрей Ким
10. «Щенок», 2009. Режиссер Мария Евстафьева
11. «Тайна Заборского омута», 2003. Режиссер Евгений Соколов
12. «Тайна Голубой долины», 2003. Режиссер Евгений Соколов
13. «Семицветик», 2013. Режиссер Елизавета Трусевич
Фильмы для среднего и старшего школьного возраста
1. «Частное пионерское» (трилогия), 2013, 2015, 2017. Режиссер Александр Карпиловский
2. «Небесный верблюд», 2016. Режиссер Юрий Фетинг
3. «КостяНика. Время лета», 2006. Режиссер Дмитрий Федоров
4. «Буду помнить», 2010. Режиссер Виталий Воробьев
5. «Про Петра и Павла», 2015. Режиссер Юрий Попович
6. «Достали!», 2015. Режиссер Александр Муратов
7. «Вдвоем на льдине», 2015. Режиссер Валерий Игнатьев
8. «Коробка», 2015. Режиссер Эдуард Бордуков
9. «Уроки выживания», 2015. Режиссер Андрей Томашевский
10. «Ура! Каникулы!», 2016. Режиссер Максим Демченко
11. «Ближе, чем кажется», 2015. Режиссеры Наталия Беляускене, Андрей Ким, Максим Воскобоев, Герман Дюкарев, Алена Рубинштейн
12
«Осторожно, каникулы!», 2015. Режиссер Олег Захаров
13. «Второе детство», 2016. Режиссер Олег Захаров
14. «Тайна темной комнаты», 2014. Режиссер Ольга Беляева
15. «Кладоискатели», 2011. Режиссер Николай Щербаков
16. «Эмергены», 2016. Режиссер Владимир Потапов
17. «Путевка в жизнь», 2016. Режиссер Олег Галин
18. «Байкальские каникулы», 2016. Режиссеры Артем Бурлов, Анастасия Немчинова, Ольга Бутакова
Почему детское кино не берут в широкий прокат
– Вы сказали, что детское кино не привлекательно для прокатчиков. То есть так или иначе оно требует вложений больше, чем возможный доход?
– Создание современного качественного детского фильма требует большого производственного бюджета, а затраты на производство детских фильмов не окупаются.
Кассовые сборы, успех фильма в прокате – это просто холодные цифры. В рекламу одного фильма вложили огромные средства, а другой вышел без всякой раскрутки. Но это не означает, что второй фильм хуже первого.
Детское кино чаще всего выходит в ограниченном прокате, то есть в двух-трех кинозалах города, его не показывают в мультиплексах и больших залах. В результате многие хорошие детские фильмы, в том числе и зарубежные, не попадают к нашим зрителям из-за того, что их не берут в широкий прокат.
– Даже зарубежные?
– В мире регулярно проходят фестивали детского и юношеского кино, на которых показывают хорошие фильмы для детей и подростков. Но лишь редкие картины с этих фестивалей доходят до юных россиян.
Помню, как-то на фестивале «Листопадик» в Минске увидела чудесный австралийский фильм «Чудак» про пингвинов, которых спасает дедушка с внучкой. Но, увы, до нашего проката картина не дошла. А ведь «Листопадик» – это один из самых значимых детских фестивалей, куда картины тщательно отбираются со всего мира.
И, кстати, детские российские фильмы за последние семь лет в конкурсную программу попали только дважды – это «Частное пионерское» и «Частное пионерское 2». Почему наши детские фильмы не берут на этот фестиваль? Есть о чем задуматься.
Интересна судьба фильма «14+». Подростковая картина Андрея Зайцева каким-то чудом попала на «Кинотавр», где фильм получил приз зрительских симпатий и специальную награду жюри. Это стало серьезным подспорьем для продвижения фильма, и он неплохо прошел в прокате, а затем его выложили в свободный доступ в интернете, где его посмотрели еще миллионы зрителей.
Хотя фильм неоднозначный и вызвал много споров и дискуссий. Многие считали, что это «фильм о подростках, но для взрослых». Но я считаю, что подросткам можно смотреть все, за исключением сцен жестокости и насилия. Все взрослые темы они готовы воспринимать.
– А где-то в мире детское кино прибыльно?
– Не знаю, насколько прибыльно детское кино за рубежом, но там существует та же тенденция – замена детского кино семейным.
– Что это значит?
– Давайте разберемся в терминах. Детское кино ориентировано на ограниченную детскую зрительскую аудиторию. Авторам необходимо учитывать специфику восприятия аудиовизуальной продукции всеми возрастными группами юных зрителей, особенности их мышления, эмоций и эстетического восприятия.
Семейное игровое кино ориентировано в равной степени на различные возрастные группы зрительской аудитории, включая детей. Основная целевая аудитория таких фильмов – это родители, которые привлекают к просмотру своих детей. Классический вариант семейного кино – «Один дома»
При этом обратите внимание, что семейное кино – в основном развлекательное
Сегодня на выделяемые Минкультом деньги на детское кино реально снимается семейное, и продюсеров можно понять. Они просто хотят, чтобы эти фильмы зритель увидел, потому что знают, – если придут к прокатчику с детским фильмом, ни один прокатчик его не возьмет.
Татьяна Мирошник
Краткий ликбез по рейтингам
Для начала важно разобраться с тем, что влияет на возрастную маркировку фильма. Сейчас в российском рейтинге маркировок пять: 0+, 6+, 12+, 16+ и 18+
Чётких границ у этих категорий практически нет, но их можно разделить следующим образом.
0+
Фильмы, в которых могут упоминаться жестокие действия или ситуации. Однако на экране их не будет, а в конце добро восторжествует над злом или герои осудят действия антагониста.
6+
В таких картинах могут показываться болезни, несчастные случаи, катастрофы, преступления. Однако они визуализируются не очень подробно. Обычно такие ситуации оправданы сюжетом и обязательно разрешаются в пользу положительных героев.
12+
В таких лентах уже упоминаются алкоголь, сигареты и запрещённые вещества. Но они всё так же оправдываются сюжетом, а герои должны напоминать зрителю, что это опасно. В этой категории появляются первые упоминания сексуальных отношений персонажей, но визуально они не будут представлены.
16+
Киностудии ведут себя свободнее: в фильмах появляются более жёсткие сцены и даже грубые выражения. Зрители всё ещё не увидят на экране насилия и не услышат мата, но отдельные элементы «взрослого кино» здесь могут присутствовать.
18+
Картины, запрещённые для детей. В таких фильмах режиссёры могут изображать всё, о чём мы писали выше, и при этом не выражать строгую позицию «добро всегда победит зло».
До 16+ разграничения довольно условные. Маркировки выставляют сами киностудии и согласовывают их с Министерством культуры. Сотрудники сферы рассказывают, что им редко приходится пересматривать выбор рейтинга, но подобные случаи бывают.
Денис Немеров, журналист и блогер, ведущий подкаста «Посуда», отмечает: «Тут сложная история с тем, как работают возрастные рейтинги в разных странах. Большинство картин лицензируются в США, где есть пять рейтингов: G — для всех возрастов; PG — для всех, но маленьким детям рекомендуется просмотр с родителями; PG-13 — детям до 13 лет просмотр не рекомендуется; R — до 17 лет просмотр исключительно с родителями и NC-17 — просмотр только после 17 лет. Самый желанный рейтинг для студий — PG-13, потому что он позволяет охватить самую большую аудиторию.
Но проблема в том, что PG-13 в России трансформируется то в 16+, то в 12+ в зависимости от поднимаемых тем и от того, насколько детально показано насилие в картине. Поэтому получается, что если ориентироваться на американскую систему, то фильм точно подходит под свой рейтинг, а вот российская маркировка может оказаться неверной. Например, „Мстители: Финал“ могли посмотреть подростки от 16 лет, что, как мне кажется, не очень подходит фильму. На него спокойно мог пойти и четырнадцатилетний зритель».
<<Лидген для статьи>>