🥐 «Жанна Дюбарри» — слишком предсказуемый фильм
Истории любви или дружбы обычного человека и аристократа часто работают по похожей схеме: бедный персонаж подкупает богатого своей непосредственностью и учит радоваться простым вещам. Например, во французской трагикомедии «1+1» белый богач на инвалидном кресле и его бедный помощник сначала идут в оперу — привилегированный герой не понимает, как можно не наслаждаться классической музыкой со сцены. Но в финале все меняется: вместе со своим новым товарищем бывший сноб слушает поп-песню группы Earth, Wind & Fire.
Майвенн придерживается такого же сценария. Сперва Жанна со смехом наблюдает за утренней рутиной и дневной охотой короля. А позже перебирается в Версаль и шокирует его обитателей мужскими нарядами и наплевательским отношением к этикету.
Правда, этих сцен так много, что выходки Дюбарри перестают удивлять. Зритель в точности до минуты может предсказать, когда Жанна нарушит очередное правило и вызовет негодование знати.
Часть сцен
У фильма нет никакого нового взгляда на эпоху. Жанну пытаются показать самодостаточной и уверенной в себе девушкой, а не везучей фавориткой. В начале ленты она даже отказывается раздеваться перед художником, ведь ценит независимость. Но уже в следующей сцене девушка добровольно уходит в публичный дом. А после нехотя продает тело тому, на кого показывает ее властный супруг, — графу Дюбарри.
Король тоже поначалу кажется человечным и добродушным персонажем. Он испытывает теплые чувства к Жанне и к самой скромной из своих дочерей. Но между делом дарит возлюбленной темнокожего мальчика и покупает ее саму у графа Дюбарри. Авторы не делают акцента на этих противоречиях. Поэтому кажется, что они совершенно не осуждают героев.
Это первая главная роль Джонни Деппа на французском языке
Кроме того, создатели романтизируют старую Францию. В финале закадровый голос рассказывает о судьбе Людовика Шестнадцатого, Марии-Антуанетты и Жанны Дюбарри — их гибель связывают с уходом прекрасной эпохи. А революционеры воспринимаются авторами как террористы, которые положили конец роскошным монархам и их интригам.
Поэтому фильм вызывает только недоумение. С одной стороны, создатели воспевают период правления Людовика. Но с другой — невольно показывают, насколько аморальными и противоречивыми были все персонажи.
🧐 Фильм неудачно балансирует между мелодрамой и историческим кино
Простолюдинка Жанна Бекю живет во Франции середины 18 века. У нее лишь два пути: либо работать кухаркой или швеей, как мать, либо стать куртизанкой. Жанна выбирает второе и годы спустя попадает в покои короля Людовика Пятнадцатого.
После смерти королевы Жанна становится официальной фавориткой монарха. Она живет в Версале, нарушает обычаи и этикет высшего общества, а также провоцирует споры среди знати.
Фильм мог выйти под названием «Фаворитка»
«Жанна Дюбарри» — классическая костюмированная мелодрама. Герой Деппа с улыбкой наблюдает за возлюбленной и дарит ей поместья, а в остальное время обедает и охотится. Жанна же насмехается над формальностями высшего света и привносит в Версаль немного жизни.
Поначалу фильм напоминает нежные любовные истории в духе «Гордости и предубеждения» — но в нем слишком мало чувственности и слишком много закадрового голоса. Повествователь знакомит зрителя с Жанной, рассказывает о ее взрослении и богатой жизни. С помощью этого приема создатели также объясняют знаковые для королевского двора события и чувства между героями.
Людовик Пятнадцатый заказал для Жанны Дюбарри бриллиантовое ожерелье. После смерти короля украшение стало предметом громкого судебного дела
Майвенн пытается рассказать историю непростой любви и склеивает фильм из разных мелодраматических эпизодов: персонажи или наслаждаются своими отношениями, или поддерживают друг друга в горе. Но лекторское повествование рушит весь драматизм этих сцен.
Фильм не работает и как историческая драма. Ведь в «Жанне Дюбарри» от эпохи не остается ничего, кроме костюмов и декораций. Все интриги в сюжете связаны только с отношениями главных героев: политику и экономику почти не обсуждают. Так что любители биографического кино будут разочарованы.
😴 Герои в фильме блеклые и пассивные
Режиссерка Майвенн увлеклась историей Жанны Дюбарри после просмотра дерзкой и яркой драмы «Мария-Антуанетта» Софии Копполы. В этом фильме герои пьют, сплетничают и занимаются шопингом под рок-саундтрек. Но сама Майвенн сняла мучительно медленный исторический кинороман с дорогими декорациями и невзрачными героями.
Обитатели Версаля не вызывают никаких чувств — хотя это важные исторические фигуры. Будущий Людовик Шестнадцатый в фильме нужен лишь для того, чтобы несколько раз кивнуть и поддержать Жанну. Мария-Антуанетта — чтобы подпасть под влияние карикатурно злобных дочерей короля и игнорировать Дюбарри во дворце. Все монархи и знатные лица становятся безымянными статистами на фоне главных героев.
Единственный запоминающийся персонаж «Жанны Дюбари» — королевский советник Ля Борд в исполнении Бенжамена Лаверна. Он сперва кажется высокомерным и по-отечески обучает Жанну версальскому этикету. А позже проникается к ней симпатией и становится другом.
Джонни Депп не успевает себя проявить. Его герой почти весь фильм стоически наблюдает за Жанной и дворцовым окружением. А его эмоции проговаривает тот же закадровый голос. Перед смертью король признается, что боится ада из-за порочных связей с Жанной — и просит ее покинуть покои. В этот момент авторы впервые показывают Людовика трагичной и несчастной личностью.
Даже персонаж Жанны Дюбарри не удивляет. Лишь однажды Майвенн трогательно показывает тоску и скорбь героини после смерти близкого человека. Но по большей части режиссерка и главная актриса просто занимается самолюбованием. Операторская работа постоянно подчеркивает ее красоту: при виде женщины люди замирают в слоу-мо, как в поп-клипах. Так происходит несколько раз за фильм.