Биография
Родилась 27 декабря 1919 года в пос. Старобин (сейчас Солигорского района Минской области Беларуси).
Отец Климентий Чехович был офицером королевской армии. В Первую мировую войну служил в ставке царя. Во время сталинских репрессий был осужден, семье пришлось убить все документы, связывающие их с именованием отца. В новеньком паспорте девицы год рождения был указан ошибочно. Позднее она без помощи других вычислила, что родилась в 1916 году.
В 16 лет Агата переезжает в Минск. Работает домработницей, санитаркой. Мало позднее поступает в студию Первого Белорусского драматического театра (сейчас Государственный академический театр имени Янки Купалы). Во время обучения в студии актриса берет псевдоним Галина и меняет фамилию репрессированного отца Чехович, на фамилию мамы — Апанащик. В это время увлекается экстремальными видами спорта, конным спортом, метанием копья, также вышиванием. В 1937 году становится чемпионкой республики по мотокроссу. Оканчивает студию 1938 году. В этом же году была принята в труппу этого театра.
В 1939 году актриса выходит замуж за Ивана Макарова и берёт его фамилию. Переезжает с ним в Москву, потом в эвакуацию в Карелию. В 1944 году разводится с супругом и ворачивается в Минск, где опять начинает играть в Белорусском драматическом театре им. Я. Купалы.
1-ый фуррор в театре к актрисе приходит в 1954 году, известность принесла роль Марии Кирилловны в спектакле «Извините, пожалуйста!» по пьесе А. Макаёнка. После чего в пьесах Макаёнка Галина Климентьевна стала играть очень нередко, некие роли драматург писал специально для неё.
Сниматься в кино актриса начала с 1958 года. Её первой звёздной ролью в синематографе стала роль Александры Матвеевны Громовой в кинофильме Сергея Микаэляна «Вдовы» в 1976 году.
Галина Макарова погибла 28 сентября 1993 года на собственной даче под Минском (). Похоронена в Минске на Восточном кладбище.
Творчество
Роли в театре
- «Извините, пожалуйста!» А. Макаёнка — Мария Кирилловна
- «Лявониха на орбите» А. Макаёнка — Лушка
- «Аленький цветочек» по С. Аксакову — Кикимора
- «Павлинка» Я. Купалы — Агата
- «Люди на болоте» по И. Мележу — Дятличиха
- «Вечер» А. Дударева — Ганна
- «Порог» А. Дударева — Мать
- «Последний шанс» В. Быкова — Дарья
- «Откуда грех?» А. Петрашкевича — Прасковья
- «Последний журавль» А. Жука и А. Дударева — Анна
- «Простая девушка» К. Губаревича — Дарья Прокоповна
- «На крутом повороте» К. Губаревича — Матрена
- «Врата бессмертия» К. Крапивы — Колхозница
- «Платон Кречет» А. Корнейчука — Санитарка
- «Падь Серебряная» Н. Погодина — Таня
- «Заложники» А. Кучера — Ульяна
- «Хозяйка зимовья» А. Арбузова — Таня
- «Кто смеется последним» К. Крапивы — тетя Катя
- «Ромео и Джульетта» У. Шекспира — Кормилица
- «Святая простота» А. Макаёнка — Старуха
- «В метель» Л. Леонова — Лизавета
- «Русские люди» К. Симонова — Марфа Петровна
- «В ночь лунного затмения» М. Карима — Танкабике
- «Таблетку под язык» А. Макаёнка — Оксана Сметанкина
- «Гроза» А. Островского — Кабаниха
- «На дне» М. Горького — Квашня
- «Конец — делу венец» У. Шекспира — Старая вдова из Флоренции
- «Трибунал» А. Макаёнка — Полина
Роли в кино
- 1993 — Лучше быть красивой и богатой — мать Эдмонтовича
- 1992 — Пустельга — бабушка Шумилки
- 1992 — На тебя уповаю — Матвеевна
- 1992 — Белые одежды — Прасковья
- 1991 — Отдушина — мать Алевтины
- 1991 — Выживший — бабка Маруся
- 1990 — Плач перепёлки — Титчиха
- 1990 — Шоколадный бунт — уборщица
- 1989 — Кому на Руси жить… — баба Маня
- 1988 — Семь дней Надежды — Нюра Кудряшова
- 1988 — Повестка в суд — бабушка
- 1988 — Передай дальше… — Бобылиха
- 1988 — В связи с переходом на другую работу — Устинья Карповна
- 1987 — Хотите — любите, хотите — нет… — мать Кати
- 1987 — Сад желаний — бабушка
- 1987 — Осенние сны — Ганна
- 1986-1987 — К расследованию приступить — Клавдия Тимофеевна
- 1986 — Размах крыльев — пассажирка
- 1986 — Летние впечатления о планете Z — Мариванна
- 1986 — Где-то гремит война — бабушка
- 1985 — Прощание славянки — Анна Ивановна
- 1985 — Противостояние — Клавдия Егоровна Ефремова
- 1985 — Не ходите, девки, замуж — бабуся-«чумичка»
- 1985 — Матрос Железняк — Мария Павловна, мать Железняка
- 1985 — Мама, я жив — Казимировна, партизанка
- 1985 — Куда идёшь, солдат? — старая женщина
- 1985 — Большое приключение — баба Вера
- 1985 — Берега в тумане — Авдотья Ефимовна
- 1984 — Неизвестный солдат — Клавдия Григорьевна Иванцова
- 1984 — Деревья на асфальте — Анна Тимофеевна
- 1983 — Дело для настоящих мужчин — бабушка, отказывающаяся от эвакуации
- 1983 — Белые росы — Матрёна
- 1982 — Иван — Марья
- 1982 — Свидание — мать Клавдии
- 1982 — Однолюбы — баба Вера
- 1982 — Личные счёты — эпизод
- 1982 — Кафедра — Дарья Степановна
- 1982 — Взять живым — сиделка в госпитале
- 1982 — Варварин день — свекровь
- 1981 — Штормовое предупреждение — Макарьевна
- 1981 — Фруза — Дроздова
- 1981 — Трибунал (фильм-спектакль) — Полина
- 1981 — Последний шанс (фильм-спектакль) — пожилая женщина
- 1981 — Контрольная по специальности — эпизод
- 1981 — Комендантский час — Баба Вера
- 1981 — Командировка в санаторий — Трофимовна
- 1980 — Третьего не дано — эпизод
- 1980 — Последний побег — попутчица
- 1980 — Тайное голосование
- 1980 — Половодье — Барздычиха
- 1980 — Депутатский час — баба Нюра
- 1980 — Все деньги с кошельком (короткометражный) — Марья
- 1980 — Атланты и кариатиды — Галина Кирилловна
- 1979 — Удивительные приключения Дениса Кораблёва — тётя Маша Сивашина
- 1979 — Родное дело — Гоголиха
- 1979 — Задача с тремя неизвестными — Надя
- 1978 — Прошлогодняя кадриль — бабушка
- 1978 — Молодая жена — бабушка Агаша
- 1977 — Берега (киноальманах «В профиль и анфас») — эпизод
- 1976-1978 — Время выбрало нас — Михалина
- 1976 — Вдовы — Александра Матвеевна Громова
- 1975 — Дед Евсей и Палашка (короткометражный) — Пелагея Семеновна
- 1974 — Сергеев ищет Сергеева — пассажирка из Мурманска
- 1973 — Хлеб пахнет порохом — эпизод
- 1972 — После ярмарки — Эльжбета
- 1972 — Перед первым снегом (короткометражный) — жена Егорыча
- 1972 — Вот и лето прошло… — бабушка Наташа
- 1971 — Полонез Огинского — эпизод
- 1970 — Озадаченный Савка (короткометражный) — Магрэта
- 1970—1972 — Руины стреляют… — женщина возле временного концлагеря (нет в титрах)
- 1969 — Сотвори бой — эпизод (нет в титрах)
- 1967 — Запомним этот день — эпизод
- 1967 — Житие и вознесение Юрася Братчика — баба на плоту
- 1966 — Восточный коридор — женщина за столом
- 1965 — Альпийская баллада — Пелагея
- 1961 — Даль зовёт (киноальманах «Рассказы о юности») — тетя Паша
- 1960 — Впереди — крутой поворот — нянечка в школе
- 1960 — Весенние грозы — кассир в театральной кассе
- 1959 — Строгая женщина — колхозница
- 1958 — Счастье надо беречь — жена Шандыбовича
Под маской простолюдинки
И все же их – этих больших и главных ролей в ее карьере были считанные единицы. Чаще всего Галине Макаровой приходилось играть бабушек главных героев.
С одной стороны востребованность радовала. С другой стороны однотипность ее экранных героинь, принесших ей негласный титул «всесоюзной бабушки» огорчал.
Несмотря на обширную фильмографию и всенародное признание, ее актерский талант все же не был реализован в полной мере.
Тем более, в зрелом возрасте Галина Макарова уже была далеко не той деревенской девчонкой, когда-то приехавшей покорять мир. Несмотря на простоватую внешность, актриса была умным, образованным и глубоко эрудированным человеком.
Хотя в свободное от работы время она очень любила проводить время на своей маленькой даче в тридцати километрах от Минска. Знаменитая актриса могла до ночи копаться в земле, возиться со своими любимыми пионами.
Там же, на даче Галина Макарова провела и свои последние дни. 28 сентября 1993 года у нее остановилось сердце. По женским меркам актрисе было совсем немного – семьдесят три.
Она еще работала. Недавно завершились съемки фильма «Лучше быть богатой и красивой» с ее участием.
И пусть весь ее актерский потенциал так и не был реализован, пускай Галина Макарова так и не стал большой звездой, зато человеком, как говорили ее коллеги, она была настоящим. Несмотря даже на то, что всю жизнь прожила под чужим именем…
Не ходите, девки, замуж (1985)
Комедия, Мюзикл, Советский фильм
tagПро деревню
Режиссер: Евгений Герасимов
В ролях: Вячеслав Невинный, Светлана Рябова, Татьяна Догилева
Дело происходит в колхозе, в котором из за нехватки мужского населения начинается отток молодых красавиц в город. Председатель колхоза Мальков Иван Савельевич берет ситуацию под свой контроль, и начинает решать эту проблему. Чтобы появились женихи, он собирает из местных девчат небольшой ансамбль. После его выступления на телевидении интерес к колхозу возрастает. Да к тому же Иван Савельевич уговорил построить в их колхозе новый животноводческий комплекс. Так что теперь для женихов есть и невесты и работа, и никто никуда не уедет! .
Семейные тайны
Считается, что будущая актриса родилась за три дня до наступления нового 1920 года. На самом же деле, никто точно не знал ни даты ее появления на свет, ни настоящего имени. И у Галины Макаровой были причины, чтобы держать все это в секрете.
На самом же деле когда-то в семье бывшего царского офицера, а потом участника армии Деникина родилась девочка Агафья, которую домочадцы называли ласково Агатой.
С учетом того, что дед малышки был священником, советская власть косо смотрела на эту семейку. И в 1921 году отец девочки был арестован и посажен в тюрьму.
Пытаясь спастись от той же участи, его близкие люди оборвали с ним все связи, уничтожили документы и сделали новые. Так Агата получила новую фамилию, и новый год рождения – 1919-й. Такие вот были страшные времена.
В то время семья жила в белорусской глубинке, но в шестнадцать лет Агата уже самостоятельно зарабатывала на жизнь то санитаркой, то домработницей, то еще где-то на подхвате.
В какой-то момент отец ее подруги заметил, что девушка вполне артистична, и посоветовал поступить в студию при театре. Эти слова в корне поменяли всю ее жизнь.
Осенние сны (1987)
Драма, Советский фильм
Режиссер: Игорь Добролюбов
В ролях: Сергей Плотников, Галина Макарова, Борис Новиков
Белорусская деревенька Вешки. Здесь осталось в живых всего несколько старичков. Одной из них является добрая тётя Ганна. Война забрала у бедной женщины мужа и троих детей. Есть у неё ещё один сын, но для него жизнь тоже, можно сказать, закончилась. Сейчас он сидит в тюрьме и выйдет не скоро. В другом доме проживает сварливый дед Никита. У него все дети живы, но скверный характер отца вынудил детей бежать в город. В третьем доме проживает трудолюбивый дед Вася, и тоже в полном одиночестве. Иногда сынок присылает отцу открытку из далёких краёв, но этим общение и ограничивается между родственниками. Из-за того, что у дедов противоположные точки зрения на абсолютно всё на свете, между ними часто возникают конфликтные ситуации, которые едва ли успевает улаживать тётя Ганна.
Биография
Родилась 27 декабря 1919 года в посёлке Старобин (ныне Солигорского района Минской области).
Отец Климентий Чехович был офицером царской армии. В Первую мировую войну служил в ставке царя. Во время сталинских репрессий был осуждён, семье пришлось уничтожить все документы, связывающие их с именем отца. В новом паспорте девушки год рождения был указан неверно. Позже она самостоятельно вычислила, что родилась в 1916 году.
В 16 лет переехала в Минск. Работала домработницей, санитаркой. Немного позже поступила в студию Первого Белорусского драматического театра (ныне Национальный академический театр имени Янки Купалы). Во время обучения в студии актриса взяла псевдоним Галина и сменила фамилию репрессированного отца Чехович, на фамилию матери — Апанащик. В это же время увлекалась экстремальными видами спорта, конным спортом, метанием копья, а также вышиванием. В 1937 году стала чемпионкой республики по мотокроссу. Окончила студию 1938 году. В этом же году была принята в труппу этого театра.
В 1939 году актриса вышла замуж за Ивана Макарова и взяла его фамилию. Переехала с ним в Москву, затем в эвакуацию в Карелию. В 1944 году разошлась с мужем и вернулась в Минск, где снова начала играть в Белорусском драматическом театре имени Я. Купалы.
Первый успех в театре к актрисе пришёл в 1954 году, известность принесла роль Марии Кирилловны в спектакле «Извините, пожалуйста!» по пьесе А. Макаёнка. После этого в пьесах Макаёнка стала играть очень часто, некоторые роли драматург писал специально для неё.
Сниматься в кино начала с 1958 года. Её первой звёздной ролью в кинематографе стала роль Александры Матвеевны Громовой в фильме Сергея Микаэляна «Вдовы» в 1976 году.
Галина Макарова умерла 28 сентября 1993 года на своей даче под Минском от остановки сердца. Похоронена в Минске на Восточном кладбище.
Тяготы личной жизни
Ее сердце немного смягчил коллега по сцене Павел Пекур, женой которого Галина согласилась стать в 1951 году. На свет появилась дочь Татьяна.
А бывший муж, которого актриса продолжала любить всю жизнь, то и дело появлялся на горизонте, бередя ее старые раны.
Например, он открыто заявлял, что Галина никогда не добьется успеха. А когда она получила звание народной артистки СССР, обиделся не понятно на что.
Еще позже, когда их общему сыну было двенадцать, фактически отобрал ребенка у бывшей жены. Он потребовал, чтобы Галина отпустила мальчика жить к нему в Москву, пригрозив выдать ее давние семейные тайны.
И пришлось актрисе, скрипя сердце, пойти на это. Хотя жизнь в столице пошла мальчику лишь во благо, ведь там он получил отличное образование, но материнское сердце-то тосковало.
Противостояние (1985)
Военный, Детектив, Драма, Криминал, Советский фильм
tagЭкранизация
Экранизация по произведению: Юлиан Семенов
Режиссер: Семен Аранович
В ролях: Олег Басилашвили, Виктор Гоголев, Мурман Джинория
Неподалеку от небольшого северного города был найден труп золотоискателя, исчезнувшего некоторое время назад. Следственной группе во главе с полковником Костенко не составило труда вычислить главного подозреваемого – таксиста Григория Милинко, однако дальнейшее расследование поставило оперативников в тупик: выяснилось, что подозреваемый убит еще в 1944 году. Разгадывая одну загадку за другой и анализируя вместе с коллегами из ГДР похожие преступления, Костенко приходит к выводу, что следы истинного убийцы ведут в годы Великой Отечественной войны, когда бывший боец Красной Армии Кротов стал изменником Родины, а затем и вражеским диверсантом.
Летние впечатления о планете Z (1986)
Детский, Советский фильм, Фантастика
tagПро инопланетян, tagSci-Fi (Научная фантастика)
Режиссер: Евгений Марковский
В ролях: Сергей Шакуров, Арнас Катинас, Гедрюс Пускунигис
Пришелец из космоса Феликс, мальчик 12 лет, попадает во время летних каникул в детский спортивный лагерь. В летнем спортивном лагере мало кто знал, что мальчик Феликс попал туда не случайно. Что еще несколько дней назад он появился на свет в школьной лаборатории, потому что инопланетный разум прислал на землю разведчика, чтоб изучить землян. В этом ему помогают обыкновенный мальчишка Боря и учитель Алексей Палыч, которые учат Феликса всем обычаям и местным традициям.
Галина Макарова — биография
Галина Макарова носила звание «всесоюзной бабушки» и очень гордилась им. Она была мудрой, сильной духом и щедрой душой. Вместе со своими экранными персонажами она приходила в каждый дом, и оставляла там частичку своей искренности и честности.
Настоящая слава и всесоюзная любовь пришли к актрисе Галине Макаровой после выхода картины «Вдовы». На тот момент ей уже исполнилось 57 лет.
Детство и юность
Родилась Галина Макарова 27 декабря 1919 года в белорусском поселке Старобин. На момент рождения ее звали Агата Чехович, имя она сменила сама, а фамилия Макарова ей досталась от первого супруга. Отец Климентий Чехович был офицером в царской армии, во время Первой мировой войны проходил службу в ставке царя. В 30-х годах его арестовали, а семья уничтожила все документы, доказывающие их родство. Год рождения Галины тоже не соответствует действительности, предположительно, она родилась в 1916-м.
Кроме нее в семье подрастали еще три дочери – Фёкла, Саша и Янина. В возрасте шестнадцати лет Агата переехала в Минск и нашла работу прислуги, а потом санитарки. У нее был веселый, заводной характер, любое дело спорилось в руках. Девушка с удовольствием постигала все новое и недоступное ранее – метание копья, конный спорт, вышивку, мотокросс. В 1937 году она победила в чемпионате Белоруссии по этому виду спорта.
У одной из ее подруг отец занимал достаточно высокий пост, и именно он похлопотал, чтобы Агату взяли в театральную студию, которую организовал Первый Белорусский драмтеатр. По совету коллег она изменила имя на Галина, и записалась под маминой фамилией Апанащик.
Ей доверяли самые разные роли – от сказочных героинь до классических, и в каждой из них она выкладывалась на полную силу. Однажды известный драматург Андрей Макаёнок принес в театр пьесу под названием «Лявониха на орбите», и сказал, что в роли главной героини видит только Макарову, иначе вообще не даст согласие на ее постановку. Пришлось уступить, и Галина вышла на сцену в образе, написанном специально для нее.
Фильмы
Кинематографическая биография актрисы началась в 1976 году, когда она разменяла шестой десяток. Хотя впервые ее пригласили на съемочную площадку еще в 1958-м, в картину «Счастье надо беречь». В глазах режиссеров она стала той актрисой, которая легко перевоплощается в добрых и мудрых женщин, или прямых и принципиальных, привыкших отстаивать свою правоту. Именно в таких образах она появилась в лентах «Свидание», «На тебя уповаю», «Молодая жена».
Настоящая слава и любовь настигли актрису после проката картины «Вдовы», снятой режиссером Сергеем Микаэляном в 1976 году. Партнершей Макаровой по этому проекту стала Галина Скоробогатова.
Целых два года картина пылилась на полке, власти решили, что такие реалии лучше не показывать зрителям. Ее пустили в прокат по личному распоряжению Брежнева, который сказал, что вдовы заслуживают лучшей участи. После этого пенсионеры даже стали получать повышенную пенсию.
Затем она сыграла умудренную жизненным опытом Гоголиху в ленте «Родное дело», в картине «Штормовое предупреждение» ее героиня не растерялась в трудный момент и нашла выход из создавшейся ситуации.
В фильме «Дело для настоящих мужчин» актриса сыграла пожилую женщину, которая не хочет бросать свой дом, даже несмотря на угрозу ее жизни.
В ленте «Белые росы» Макарова сыграла маму девушки-почтальона, которую воплотила на экране актриса Наталья Хорохорина. Главную роль в этой ленте сыграл Всеволод Санаев.
Немного погодя они снова пересеклись с Хорохориной, на этот раз в картине «Неизвестный солдат». Они сыграли одну и ту же героиню, только в разницей пятьдесят лет.
Затем ее фильмография пополнилась картиной «Кафедра», где актриса сыграла молчаливую домработницу пожилого профессора, отдавшего всю свою жизнь научному институту. Потом в копилке ее работ появилась комедия «Не ходите, девки, замуж», где ей довелось встретиться на съемочной площадке с Татьяной Догилевой, Вячеславом Невинным, Ниной Руслановой, Юрием Назаровым.
В 1985 году Галину Макарову пригласили на съемки фильма «Противостояние». Милиция долго разыскивала военного преступника, пока случайно не вышла на его след. Галине досталась роль родственницы одной из пострадавших от рук преступника.
Почти в каждом проекте актриса играла если не маму, то бабушку, и даже не думала отказываться, хотя постепенно сложившееся амплуа начало ее немного огорчать. Когда она посмотрела картину «Гардемарины, вперед!», где образ игуменьи воплотила на экране ее ровесница Римма Маркова, то сказала, что всегда хотела бы сыграть характерную героиню.
Поздний путь к славе
Несмотря на то, что Галина Макарова со временем стала настоящей примой своего театра, страна, по большому счету, такой актрисы не знала. Прославить на весь СССР артиста мог только кинематограф.
В конце концов, она попала в кино. Правда, в то время ей было уже за сорок, да и первые роли были такими, что ее фамилия даже не всегда попала в титры.
Шли сплошные малоприметные роли нянечек, кассирш, крестьянок, вахтерш, уборщиц и прочих «женщин из народа». Но попав на экраны, Галина Макарова терпела, не отказываясь ни от одного, даже самого малозначительного предложения.
Ждать пришлось очень долго. Свою первую большую роль в фильме «Вдовы» актриса получила в шестьдесят лет.
И это действительно был успех, который позволил Макаровой по-настоящему раскрыться, заставить режиссеров повнимательней присмотреться к ней.
Потом будут фильмы «Молодая жена», «Удивительные приключения Дениски Кораблева», «Белые росы», «Прощание славянки» и другие работы, в которых присутствовала едва ли не главная бабушка советского кинематографа.