СССР. Свободный художник и дочь коммуниста
С конца 1950-х параллельно официальному в СССР расцвело и альтернативное — андеграундное искусство. В Москве появились так называемые «салоны» — квартиры, в которых собирались представители подпольной богемы. Непризнанные официально художники вывешивали и продавали там свои работы.
Один из таких салонов в своей двухкомнатной сталинке на стыке улиц Васильевской и Горького (ныне Тверской) приблизительно в 1957 году организовала тридцатилетняя Елена Строева — известная диссидентка, жена художника-абстрактивиста Юрия Титова.
Елена Строева была дочерью генерала, внучкой заслуженного коммуниста-революционера — избалованная, высокомерная, своенравная. Обладая дипломом журфака престижного МГУ, работать она не хотела. Знавший Елену художник Алексей Глебович Смирнов так о ней отзывался:
Вместо работы Строева предпочитала вести модную в то время диссидентскую деятельность — распространяла самиздат, участвовала в организации демонстраций, вела антисоветскую пропаганду.
«Митинг гласности», в организации которого принимала участие Е.Строева, 5 декабря 1965 г. / общедоступное фото
Муж Елены Строевой Юрий Титов целиком находился под влиянием Елены и слушался её, как ребенок. Тут же, в салонной квартире, у Титова и Строевой росла дочь.
Елена любила встречать гостей организованного ею квартирного салона в экстравагантных, порой слишком откровенных нарядах. В салоне Строевой выставлялись картины писавшего тогда на религиозную тему её мужа Титова и проповедовали антисоветчину через монархизм.
Хорошо передал атмосферу салона Строевой-Титова посетивший его в 1960-х художник Валентин Воробьев:
Салон Строевой-Титова зачастую посещали иностранные дипломаты, корреспонденты западных СМИ, просто иностранцы-туристы. Иногда они покупали картины Титова. Деньги от продажи картин позволяли вести богемную жизнь.
Юрий Васильевич Титов и его картины, 1963 г. / источник фото: dipart.livejournal.com
Дополнительную рекламу работам Юрия Титова обеспечило заявление художника о том, что он якобы собирается строить православный храм под Звенигородом для писателя Александра Солженицына.
Александр Солженицын, Юрий Титов, и Александр Мень, 1960-е / общедоступное фото
Вспоминает художник Валентин Воробьев:
Проект «Храм Солженицына» архитектор по образованию Юрий Титов всё-таки сделал, и даже предъявил его священнику Александру Меню. Александр Мень потом вспоминал:
Елена Строева (?), Александр Мень, Юрий Титов, Александр Солженицын, 1960-е / общедоступное фото
Храм так и не был построен, но зато в салоне у Елены Строевой Александр Солженицын познакомился со своей будущеё женой Натальей Светловой — хорошей подругой Елены.
Помимо Солженицына, друзьями Строевой и Титова были самые известные диссиденты — сын Сергея Есенина Александр Сергеевич Есенин-Вольпин, один из будущих лидеров диссидентского движения Владимир Буковский. Все они — и Строева, и Титов, и Буковский, и Есенин-Вольпин, и многие их единомышленники периодически попадали на психиатрическое обследование и принудительное лечение. Они до сих пор входят в списки жертв пресловутой советской карательной психиатрии.
Александр Сергеевич Есенин-Вольпин, 1970 г. / общедоступное фото
Но последующие события показали, что не всё с психическим здоровьем «жертв» так однозначно.
Елена Владимировна Строева
![]() |
В 1990 г. окончила МВХПУ, бывшее Строгановское училище. |
РАБОТЫ ХУДОЖНИЦЫ ЕЛЕНЫ СТРОЕВОЙ
ЖИВОПИСЬ | ||
Пианист1993 год, 70х70, холст, масло, частная коллекция, Россия |
Музыканты1994 год, 70х70, холст, масло, собственность автора |
Звук1995 год, 65х65, оргалит, масло, собственность автора |
Скрипка1995 год, 70х65, холст, масло, собственность автора |
Натюрморт1999 год, 50х100, холст, масло, собственность автора |
Натюрморт с гранатами 1997 год, 60х60, холст, масло, собственность автора |
Веселый кот2008 год, 80х80, холст, масло, собственность автора |
Красотка1994 год, 70х70, холст,масло, собственность автора |
Верный друг 2011 год, 80х80, холст, масло, собственность автора |
Сосны2005 год, 70х70, холст, масло, собственность автора |
Катер «Смелый» 1992 год, 50х60, холст, масло, собственность автора |
Сирень2010 год, 60х60, холст, масло, собственность автора |
Цветные облака2012 год, 65х60, холст, масло,собственность автора |
Хризантемы2007 год, 80х70, холст, масло, собственность автора |
Золотая осень2007 год, 60х60, холст, масло, собственность автора |
ГРАФИКА | ||
Пёсик2004 год, 50х70, бумага, гуашь, собственность автора |
Кошка с голубыми глазами2005 год, 60х60, бумага, гуашь, собственность автора |
Собачка2004 год, 50х70, бумага, гуашь, частная коллекция, Россия |
Японский кот 1997 год, 40х30, бумага, тушь, частная коллекция, Россия |
Котята2012 год, 40х35, бумага, тушь, собственность автора |
Кот Ричард 2012 год, 50х40, бумага, тушь, собственность автора |
Спящая кошка 2011 год, 20х30, бумага, тушь, собственность автора |
Улыбка2005 год, 30х30, бумага, тушь, собственность автора |
Котенок2003 год, 20х30, бумага, тушь, частная коллекция, Россия |
Из серии»Деревья и травы»: Поле2001 год, 20х30, бумага, акварель, собственность автора |
Из серии «Деревья и травы»: Отражение 2001 год, 20х30, бумага, акварель, собственность автора |
Из серии «Деревья и травы»: Лесок2001 год, 20х30, бумага, акварель, собственность автора |
Куст2003 год, 40х30, бумага, тушь, собственность автора |
Тростник2003 год, 30х40, бумага, тушь, собственность автора |
Сосны1998 год, 40х30, бумага, тушь, частная коллекция, Россия |
![]() |
![]() |
P.S.
История помещения Елены Строевой и Юрия Титова в психиатрические лечебницы в СССР была широко растиражирована вражескими голосами и сыграла важную роль в формировании мифа о советской карательной психиатрии. Этот миф следует как минимум переосмыслить. Если не все, то многие диссиденты являлись психопатическими личностями. Немало борцов с советским режимом действительно нуждались в психиатрическом лечении.
Коллаж общедоступных фото
И ещё. Произошедшее со Строевой и Титовым как бы намекает нынешним бегущим из страны несогласным. Вас не ждут там с распростёртыми объятиями. Ваше пребывание на чужбине может оказаться невыносимо суровым.
Раскаяние и попытки вернуться
По свидетельству летевшего из Союза в Вену в одном самолёте с семьёй Строевой-Титова художника Купермана, тосковать по берёзкам Елена Строева начала практически сразу. Сама же Елена Строева рассказывала об остром эпизоде в Сикстинской капелле в Риме, когда её охватила настолько жгучая тоска, что, прислонившись к величественной колонне, женщина зарыдала. «Так захотелось мне к этим сумасшедшим бабам» — затосковала тогда Елена даже по советскому сумасшедшему дому.
С намерением просить разрешения на возвращение в СССР Строева и Титов отправилась в советское посольство во Франции.
В посольстве их приняли хорошо. Накормили вкусным ужином, дали отведать настоящего русского хлеба. Супруги написали покаянное заявление с просьбой о возвращении на Родину. Ответ на заявление ожидался через два месяца.
Здание советского, ныне российского посольства в Париже / общедоступное фото
Елена Строева была на седьмом небе от счастья. О своём скором возвращении в СССР она раструбила на всё эмигрантское сообщество. Многие от Строевой и Титова тогда отвернулись. Но Елене было уже всё равно.
А через два месяца пришёл ответ. В возвращении Строевым было отказано.
Но супругам дали ещё один шанс. Только на этот раз у них попросили более пространное заявление с бескомпромиссным осуждением Запада и искренним покаянием. Строева и Титов такое заявление написали. Как им стало известно, бумагу даже зачитывали на собраниях союза писателей в СССР. Но через несколько месяцев томительного ожидания супруги снова получили отказ на просьбу о возвращении.
На этот раз в советском посольстве их попросили о том, чтобы они выступили со своим покаянным заявлением во французской прессе. Со Строевой случилась истерика. Она сказала послу, что готова передавать западным корреспондентам любые заявления — но сделает это только в Москве.