В чем секрет обаяния фильма?
Известно, что перед началом натурных съемок «Амели» улицы мыли, а на стенах закрашивали граффити, но обаяние фильма не только визуальное. Париж «Амели» — это еще и люди, множество персонажей, одни из которых являются частью повседневной жизни главной героини, другие появляются лишь на миг.
Но обратите внимание: абсолютно все они, от консьержки до нищего, «не работающего» по воскресеньям, от отца героини до покупающей сигареты девушки в салатовом деловом костюме, но с фиолетовыми волосами — показаны как ярко выраженные индивидуальности. У каждого есть своя история, свои привычки, свои странности и достоинства
Этим «Амели» резко отличается от других фильмов, где все внимание сосредоточено на главном герое, а остальные персонажи выступают как дополнение к нему.
При этом все персонажи показаны с юмором, но без издевки. Остается только поаплодировать таланту режиссера, сумевшему удержаться от утрирования комических черт: ведь еще один шаг, и вместо милых и интересных людей мы бы увидели сборище недалеких неудачников.
Но Жёне этот шаг не сделал: у него получился на редкость добрый фильм. Доброта его настолько честна и искренна, что хочется вспоминать банальности о том, что все люди — братья, а каждый человек — отдельная вселенная. «Амели» — фильм, заставляющий поверить, что это не просто слова. Его атмосфера завораживает своей доброжелательностью и человечностью, которых так не хватает многим прославленным киношедеврам.
В чем смысл темы принцессы Дианы?
Смерть принцессы Дианы обыгрывается в фильме несколько раз, так что даже неопытному зрителю очевидно — это неспроста. Служит ли упоминание о ее гибели временной «привязкой» фильма именно к 1997 г.? Отчасти да, но дело не в этом. События фильма с тем же успехом могли иметь место и в 1996-м, и в 1998-м. Смерть принцессы Дианы выступает как знаковое, символическое явление: миллионы людей переживали, спорили, воспринимали как часть своей жизни событие, не имеющее к ним никакого отношения. Иными словами, люди жили чужой жизнью, вместо того, чтобы жить своей, и не случайно Амели упоминание о Диане в итоге начинает раздражать.
Диану — не как человека, а как сконструированный СМИ образ — можно воспринимать и как символ виртуального мира, надвигающегося на мир реальный. Однако в «Амели» люди — пока еще — уходят самое большее в мир грез, а не в виртуальную вселенную. Мир, в котором общаются в соцсетях (и там же обсуждают очередных кумиров), а в кафе сидят, уткнувшись каждый в свой смартфон, еще не появился, он только на пороге.
Почему Амели живет на Монмартре?
Монмартр — воспетый в тысячах песен и баллад квартал художников и литераторов — стал местом жительства Амели не только потому, что это самый известный и узнаваемый район Парижа. Амели — тоже творец, хотя она не пишет ни романов, ни картин. Она превращает в своеобразное произведение искусства собственную жизнь, придумывая себя и окружающих.
Для того, чтобы понять, насколько талантлива девушка, достаточно трезво посмотреть на ее жизнь. Амели росла в сложной семьи, не имела нормальных контактов со сверстниками, рано утратила мать. В неполных 23 года она одинока, у нее нет ни возлюбленного, ни друзей, она живет в бедности (финансовое положение Амели наглядно иллюстрирует покупка ею фруктов-овощей поштучно и прозвище «Амели на мели»). Другой человек из этих обстоятельств слепил бы как минимум драму, а у Амели получилась волшебная сказка, полная добра и света.
В чем смысл фильма?
Как и положено сказке, «Амели» не прячет свою главную идею за семью замками. Основной посыл фильма достаточно прост: жизнь прекрасна, а если ты в этом сомневаешься, то сделай так, чтобы она стала прекрасна. Помоги ближнему, возрадуйся мелочи, придумай свою маленькую игру, а главное — не упусти любимого человека, когда судьба пошлет вам встречу.
Очень по-французски, не правда ли? Но самое интересное, что это действительно так: мы все сценаристы, режиссеры и главные герои собственных фильмов, и если есть возможность снять романтическую комедию, то стоит ли тратить время на психологическую драму?
Кто на самом деле Амели?
Образ Амели можно рассматривать в трех ипостасях. Во-первых, она взрослый человек, сохранивший в себе ребенка. Амели взрослая, т.к. способна о себе позаботиться (и не только о себе), но в то же время она смотрит на мир по-детски непосредственно. Живущему в ней ребенку Амели обязана как способностью к творчеству и игре, так и некоторыми странностями поведения. Порой она заигрывается — то читая чужие письма, то куролеся в чужой квартире. В принципе, можно остановиться на этой интерпретации образа, тем более, что ее достаточно для понимания фильма, но можно пойти дальше и проанализировать образ Амели как протагониста и как символической фигуры.
Чтобы понять вторую ипостась Амели, необходимо вспомнить, что все сюжетные линии фильма обусловлены ее действиями. Она меняет жизнь окружающих — заставляет вспомнить о детях и внуках или влюбиться друг в друга, но при этом сама остается в тени. Амели не просто вмешивается незаметно: она явно пытается подменить собой провидение, Его Величество Случай. И здесь невольно напрашиваются параллели если не с играющим божеством, то с некоей доброй волшебницей, творящей чудеса без всякой магии.
Но есть еще одна ипостась Амели, которая, в отличие от предыдущих, дана намеком. В одной из фантазий девушка видит похороны себя как национальной героини, защитницы сирых и убогих. Можно списать этот забавный эпизод на легкую манию величия, а можно вспомнить, что символом Франции является женская фигура — Марианна. Конечно, Амели не стопроцентное воплощение женственного, неунывающего и творческого духа Франции, но, как говорят герои другого фильма: «Истина где-то рядом».
Париж в мире Амели
Не так часто город выступает не фоном, а полноправным персонажем фильма. Париж в «Амели» похож одновременно на нарядную открытку и картину старых мастеров: это волшебный красочный город, где мостовые сияют чистотой, на небе почти всегда светит солнце, а люди легко и непринужденно общаются друг с другом. Когда фильм вышел на экраны, французские же критики упрекали режиссера в том, что в фильме практически нет мигрантов, составляющих значительную часть населения Парижа. Но в фильме нет не только мигрантов: преступников там тоже нет, и по Парижу можно безопасно гулять в любое время суток. Более того: в фильме отсутствует зло как таковое, и самые неприятные его персонажи — владелец овощной лавки, вечно шпыняющий своего помощника, и маленький ревнивец Жозеф — скорее смешны, чем злы.
Зато в фильме с избытком представлены все составляющие традиционного образа Парижа — от кафе до цветов на подоконниках.
Особая роль отводится трем локациям: дому Амели, кафе «Две мельницы» и железнодорожному вокзалу. И если роль дома и кафе не требует объяснений, то вокзал — это аналог сказочного перекрестка, необычного места, где человек может выбрать свою судьбу, свой путь.
Насколько реален такой Париж? Вопрос риторический. Сознательным устранением негатива Жёне подчеркивает фантастичность, сказочность создаваемого им художественного мира. И в то же время этот город существует — в воображении и книгах, на картинах и рекламных плакатах. Париж фильма «Амели» — тот идеальный Париж, в котором мечтает оказаться каждый турист (а может быть, и каждый француз).