Сюжет
Действие фильма происходит осенью 1946 года в небольшом провинциальном городке в Западном Казахстане. Местный подросток Иван Найдёнов (Вячеслав Илющенко) по прозвищу Седой, страстный «голубятник», по-мальчишески безрассудно рискуя жизнью, поймал неожиданно появившуюся в городе белую голубку. О трофее Седого узнали другие голубятники города. За голубкой началась охота. Вскоре вор Чудик крадёт голубку. Седой начинает поиски и узнаёт, что голубка находилась сначала у местного «голубиного авторитета» — Коли (Владимир Стеклов), а затем у старика Мартына (Борис Олехнович). Седой хитростью возвращает себе свою добычу и, понимая, что голубка всё равно обречена, выпускает её на волю.
Вторая сюжетная линия рассказывает о любви отца Седого — контуженного военрука-вдовца и, в прошлом, художника — к бывшей актрисе Ксении Николаевне Старцевой, которая, разведясь с мужем-композитором, бедствует и может даже остаться без жилья. Ей приходится продавать вещи из своего театрального гардероба. Ближе к концу картины Ксения Николаевна скоропостижно умирает от сердечного приступа.
Все события фильма разворачиваются на фоне скудного послевоенного быта обитателей городка — места ссылки и эвакуации.
Сергей Соловьёв в своей статье об истории создания фильма писал:
Фильм построен на контрасте добра и зла, дружбы и вражды, любви и ненависти, чести и предательства, богатого внутреннего духовного мира героев и бедного, неустроенного быта. Для усиления драматизма режиссёр использовал в фильме сочетание цветной и высветленной чёрно-белой съёмки. Цветной съёмкой отражена основная сюжетная линия фильма. Чёрно-белыми кадрами режиссёр показал ряд второстепенных сюжетных линий, в которых показаны эпизоды, вызывающие у зрителя сострадание и сочувствие к героям, оказавшимся по цепочке нелепых случайностей в трагическом положении.
Интересные факты
- В фильме, в роли голубятника Ракова снимался автор положенной в основу сценария повести «Отрочество архитектора Найдёнова» Борис Ряховский.
- Название фильма носит Актюбинский клуб голубеводов, созданный консультантом фильма, известным актюбинским голубеводом Фёдором Николаевичем Пыхтиным.
- Многие персонажи фильма (Коля Цыган, милиционер Жус, голубятник Раков, школьный учитель Пепе (в повести — ПеПе), а также Белая голубка) имели реальных прототипов в отроческой жизни автора повести.
- На роль Петра Петровича Старцева (Пепе) Соловьёв пригласил Геннадия Рождественского, который предварительно согласился, но не смог сниматься из-за плотного графика. В результате роль досталась приятелю Соловьёва — Андрею Битову.
- Фильм спас жизнь своему режиссёру и автору сценария. Когда Сергей Соловьёв уже готовился к съёмкам «Ассы» и собирался на теплоходе осмотреть Черноморское побережье в поисках подходящей натуры, потребовалось срочно ехать на Венецианский кинофестиваль, где был номинирован фильм. Не рассчитывавший ни на какую награду, режиссёр с сожалением сдал билеты и отправился в Италию. Уже там Сергей Соловьёв узнал, что теплоход, в одной из кают которого он должен был в тот момент находиться, столкнулся с сухогрузом и затонул вместе со многими пассажирами. Это был «Адмирал Нахимов».
История создания фильма
Фильм «Чужая белая и рябой» стал поворотным в творчестве режиссёра Сергея Соловьёва.
По утверждениям Сергея Соловьёва, идея снять фильм пришла к нему после прочтения повести Бориса Ряховского «Отрочество архитектора Найдёнова» в попавшемся случайно на глаза номере журнала «Новый мир» за 1978 год, подкупившая его внимание лестной рецензией Чингиза Айтматова. Вдохновлённый сюжетом повести, режиссёр менее чем за сутки написал 65-страничный сценарий будущего фильма
Позднее Борис Ряховский выражал сомнение по поводу достоверности этой легенды. Фильм изначально предполагалось снимать на «Мосфильме», но несмотря на неоднократные попытки получить разрешение на съёмку, режиссёр получил отказ.
Фильм мог бы не состояться, если бы не содействие бывшего в начале 1980-х годов председателем Государственного комитета Казахской ССР по Кинематографии Олжаса Сулейменова — товарища Бориса Ряховского по студенческим годам, который предложил снимать фильм на студии «Казахфильм». Режиссёру было поставлено условие — фильм должен сниматься на казахском языке.
По замыслу режиссёра, для помощи будущему прокату фильма, в сценарий ввели аллегорическую роль повзрослевшего Седого, ставшего космонавтом. Именно в те дни в космосе пребывал космонавт Владимир Джанибеков.
Кроме этого, в сценарии было изменено время действия с 1953 года на 1946 год. Борис Ряховский считал это неверным решением, полагая, что к 1953 году после войны в стране уже произошли события, сильно изменившие настроения людей.
Когда работа над фильмом уже началась, режиссёр получил указание снимать фильм на русском языке. Кроме того, к работе подключился и «Мосфильм».