Несколько интересных фактов
Ну и напоследок, немного интересного. Со-сценаристами фильма выступал знаменитый дуэт комиков Франко Кастеллано и Джузеппе Моччиа (Пиполо). Они и сами были режиссёрами, снимали фильмы с Челентано и Орнеллой Мути. Оригинальный же сценарий, предоставленный Брагинским и Рязановым, Дино де Лаурентис забраковал, именно пронырливый итальянец превратил комедийную картину в роад-муви, жанр совершенно нетипичный для советского кино.
Композитором, написавшим музыку для фильма, был Карло Рустикелли, выпускник Болонской консерватории, поработавший и с Марио Бавой, и с Лючио Фульчи, и с великим Бертолуччи, и с шалуном Джо Д’Амато. В его послужном списке аж 300 картин. За заслуги перед Италией в его честь даже назвали музыкальную премию, представляете? А ещё Рустикелли — отец Алиды Келли, весьма популярной певицы в России и странах СНГ.
И вот вам ещё факт, который показался мне забавным. Помните сцену, в которой герой Миронова прыгает за кладом под воду? Я тоже не особо помню. А она снималась в Неаполе. Вот это неплохая командировка получилась, да?
Начало карьеры
Можно с уверенностью сказать, что Нинетто Даволи в начале его кинокарьеры очень сильно повезло. В 1964 году он сыграл свою первую, пусть и небольшую, роль в картине выдающегося итальянского режиссёра Пьера Паоло Пазолини «Евангелие от Матфея», ставшей художественным призывом к движению контестации для молодого итальянского кино.
Спустя год Пазолини пригласил молодого актёра уже на главную роль в фильме «Птицы большие и малые». С этого момента Нинетто Даволи становится любимым актёром великого итальянского мастера. Даволи снимается в его картинах, вошедших впоследствии в золотой фонд мирового кино: «Царь Эдип» (1967), «Теорема» (1968), «Свинарник» (1969), «Декамерон» (1971), «Кентерберийские рассказы» (1972), «Цветок 1001 ночи» (1974).
Кроме того, в этот период Нинетто Даволи снимается в картинах других итальянских мастеров – в драме Бернардо Бертолуччи «Партнёр» (1968), фильмах Седжио Читти «Ostia» (1970), «Storie scellerate» (1973), «Casotto» (1977), фильме Карло Лидзани «Requiescant» (1968), став к середине 70-х очень популярным киноактером.
https://youtube.com/watch?v=yD202ByN76c
Pasolini intervistato da Ninetto Davoli
Все видео
биография
В 1972 году в «Кентерберийских рассказах» .
Нинетто Даволи родился в Калабрии, но его семья быстро переехала в Рим в трущобах Боргетто Пренестино на Виа Пренестина .
Он встретил Пьера Паоло Пазолини в 1964 году и завязал с ним романтические отношения, когда ему было 15, а Пазолини — 42. Их отношения длились до 1973 года, до того, как Даволи женился, разрыв, который Пазолини не мог вынести. Тем не менее, эти двое остались очень близки и связаны, жили вместе до смерти Пазолини на2 ноября 1975 г.. Даволи опознал тело.
Если его карьера идет на спад в плане признания после смерти Пазолини, Нинетто Даволи продолжает играть, как в кино, так и на телевидении или в театре . В 2014 году он снялся в фильме о последних днях возлюбленной, названном просто Пазолини . В том же году он получил Серебряную ленту за пожизненные достижения.
В 1971 году в Le Décaméron .
После смерти Пазолини Нинетто Даволи по-прежнему демонстрирует свою привязанность к своему покойному возлюбленному, будь то в фильмах или интервью:
Сейчас Даволи живет с женой и двумя дочерьми в Риме .
В 2020 году участвовал в 15- м сезоне шоу Ballando con le stelle .
Тано Чимароза (дублировал Михаил Глузский)
Примечательно, что актёр, исполняющий роль итальянского мафиози, родился на острове Сицилия, где и прожил всю жизнь. Чимароза (настоящее имя – Гаэтано Чиско) снялся у Рязанова в 52 года и был одним из самых зрелых актёров группы.
Тано Чимароза был любим зрителями, но закончил жизнь в полном одиночестве и большой бедности
Любители итальянского кино могли видеть актёра в фильмах «Самая красивая жена» с Орнеллой Мути, «Новый кинотеатр “Парадизо”», «Простая формальность» с Жераром Депардье. Благодаря колоритной внешности подлинного сицилийца Чимароза в кино часто играл роли среднестатистических итальянских южан, талантливо переходя от комических ролей к драматическим. Также он был известен как актёр театра марионеток. Но известность и зрительская любовь не спасли актёра от одиночества и печального конца.
Тано Чимароза в фильме «Новый кинотеатр “Парадизо”» (1988)
Чимароза умер в мае 2008 года в возрасте 86 лет в полном одиночестве. Последние годы жизни он провёл в муниципальном доме престарелых, чьи сотрудники были единственными, кто о нём заботился. Два года гроб с телом одинокого и бедного актёра стоял на городском кладбище, потому что хоронить его было некому и негде.
Лишь в марте 2010 его удалось похоронить в фамедио, предназначенном для погребения известных людей. В марте 2017 года на могиле, которая все эти годы оставалась заброшенной и неухоженной, наконец установили мемориальную доску.
Список фильмов Нинетто Даволи (Ninetto Davoli)
2010
- Столкновение цивилизаций в лифте на площади Витторио / Scontro di civiltà per un ascensore a Piazza VittorioАктер (Il Tassinaro)
- Последний из рая / Gli ultimi del paradisoАктер (Federico, (2010))
2004
- Vite a perdereАктер (Enrico Feroci)
- Come inguaiammo il cinema italiano — La vera storia di Franco e Ciccio (Нинетто Даволи, и хроника)
1995
- На следующий год я пойду спать в 10 часов / L’anno prossimo vado a letto alle dieciАктер (Lieutenant)
- Пазолини. Преступление по-итальянски / Pasolini, un delitto italiano (Нинетто Даволи, хроника, в титрах не указан)
1985
- Мечты и реальность / Sogni e bisogniАктер (Er Caramella)
- Marie Ward — Zwischen Galgen und GlorieАктер (Bettler am Brunnen)
1981
- Сердце тирана, или Боккаччо в Венгрии / A zsarnok szíve, avagy Boccaccio MagyarországonАктер (Filippo)
- Похлебка / Il minestroneАктер (Giovanni)
1979
- Хорошие новости / Buone notizieАктер (Impiegato)
- Каракулевое пальто / Il cappotto di AstrakanАктер
- Мужской, женский, цветок, плод / Maschio, femmina, fiore, fruttoАктер
- Лицеистка соблазняет преподавателей / La liceale seduce i professoriАктер (Arturo)
1977
- Пляжный домик / CasottoАктер (Il fotografo)
- Нет насилию / No alla violenzaАктер (Mario)
- Любовь раздрожает / Amore all’arrabbiataАктер (Ninetto De Terenzi)
1976
- Аньезе идет на смерть / L’agnese va a morireАктер (La disperata)
- Настолько раздеты, что никакого стыда… / Spogliamoci così senza pudorАктер (Pietro, Thief (Segment ‘L’armadio Di Troia’))
1975
- Франкенштейн по-итальянски / Frankenstein all’italianaАктер (Igor)
- Пороки носят чёрные носки / Il vizio ha le calze nereАктер (Marco)
- Так начинается приключение / Qui comincia l’avventuraАктер (Il saltimbanco / l’angelo / il diavolo)
- Возьми меня, терзай меня, я горю от страсти / Prendimi, straziami che brucio di passioneАктер
1974
- Моя любовь, не делай мне больно / Amore mio non farmi maleАктер (Giovanni ‘Ninetto’ Procacci)
- Il lumaconeАктер (Ginetto)
- Пасквалино Каммарато – капитан фрегата / Pasqualino Cammarata… capitano di fregataАктер (Otello Meniconi)
- История братьев и ножей / Storia de fratelli e de cortelliАктер (Riccetto)
- Цветок тысяча и одной ночи / Il fiore delle mille e una notteАктер (Aziz)
- Аппассионата / AppassionataАктер
1973
- Настоящий мужчина / Il maschio ruspanteАктер (Walter)
- Maria Rosa la guardonaАктер (Romolo)
- Невероятные приключения итальянцев в РоссииАктер (Джузеппе, санитар в итальянской больнице, приятель, коллега и шурин Антонио)
- Синьора в состоянии принуждения / La signora è stata violentataАктер (Palla — il fattorino)
- Мерзкие истории / Storie scellerateАктер (Bernardino)
- Тоска / La ToscaАктер (Ussano Nero)
1972
- Сенат и граждане Рима / S.P.Q.R.Актер
- Даже если бы я хотел работать? / Anche se volessi lavorare, che faccio?Актер (Riccetto)
- Storia di fifa e di coltello — Er seguito d’er piùАктер (‘Totarello’ Meniconi)
- Кентерберийские рассказы / I racconti di CanterburyАктер (Perkin)
- Злоупотребление властью / Abuso di potereАктер (Giorgio the Pusher)
1971
- История любви и ножей / Er più: storia d’amore e di coltelloАктер (Antonio Cerino, aka ‘Totarello’)
- Пьер Паоло Пазолини: Жизнь кинематографиста / Pier Paolo Pasolini: A Film Maker’s Life (Нинетто Даволи)
1968
- Теорема / TeoremaАктер (Angelino — the Messenger)
- Итальянское каприччио / Capriccio all’italianaАктер (Othello, (segment ‘Che cosa sono le nuvole?’))
- Партнер / Partner.Актер (Student)
1967
- Любовь и ярость / Amore e rabbiaАктер (Riccetto, (segment ‘La sequenza del fiore di carta’))
- Царь Эдип / Edipo reАктер (Angelo the Messenger)
- Покойся с миром / RequiescantАктер (Nino, (в титрах: Nino Davoli))
- Ведьмы / Le stregheАктер (Baciu Miao)
Источники
Сицилиано, Энцо (1982). Пазолини: биография. Нью-Йорк: Рэндом Хаус. п. 167..mw-parser-output cite.citation{font-style:inherit}.mw-parser-output .citation q{quotes:»\»»»\»»»‘»»‘»}.mw-parser-output .id-lock-free a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-free a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/65/Lock-green.svg»)right 0.1em center/9px no-repeat}.mw-parser-output .id-lock-limited a,.mw-parser-output .id-lock-registration a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-limited a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-registration a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/d6/Lock-gray-alt-2.svg»)right 0.1em center/9px no-repeat}.mw-parser-output .id-lock-subscription a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-subscription a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/aa/Lock-red-alt-2.svg»)right 0.1em center/9px no-repeat}.mw-parser-output .cs1-subscription,.mw-parser-output .cs1-registration{color:#555}.mw-parser-output .cs1-subscription span,.mw-parser-output .cs1-registration span{border-bottom:1px dotted;cursor:help}.mw-parser-output .cs1-ws-icon a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/4c/Wikisource-logo.svg»)right 0.1em center/12px no-repeat}.mw-parser-output code.cs1-code{color:inherit;background:inherit;border:none;padding:inherit}.mw-parser-output .cs1-hidden-error{display:none;font-size:100%}.mw-parser-output .cs1-visible-error{font-size:100%}.mw-parser-output .cs1-maint{display:none;color:#33aa33;margin-left:0.3em}.mw-parser-output .cs1-subscription,.mw-parser-output .cs1-registration,.mw-parser-output .cs1-format{font-size:95%}.mw-parser-output .cs1-kern-left,.mw-parser-output .cs1-kern-wl-left{padding-left:0.2em}.mw-parser-output .cs1-kern-right,.mw-parser-output .cs1-kern-wl-right{padding-right:0.2em}.mw-parser-output .citation .mw-selflink{font-weight:inherit}
Дино де Лаурентис. Как появился проект фильма?
Продюсером картины «Невероятные приключения итальянцев в России» выступил легендарный Дино де Лаурентис. Если вдруг вы не в курсе, что в нём легендарного, я проясню: он продюсировал два фильма Феллини, фильмы Висконти, Пазолини, Бергмана, Годара, Стено, помог молодым весёлым режиссёрам, среди которых был Тинто Брасс, снять волнующий фильм «Моя госпожа» в 1964, продюсировал фильм Марио Бавы «Дьяволик», он ответственен за «Барбареллу» Роже Вадима, «Ватерлоо» Бондарчука-старшего.
В семидесятых он перебрался в США, где занялся блокбастерами типа «Кинг-Конга» 1976 года, «Конана-Варвара» с железным Арни, «Армии Тьмы» из серии Зловещих мертвецов. Он дал Линчу возможность снять «Дюну» и «Синий бархат», помог Ридли Скотту снять «Гладиатора», глубоко погрузился в богатый внутренний мир Стивена Кинга и продюсировал Ганнибала и Красного дракона.
В общем, Лаурентис – гений в своей отрасли, в отрасли продюсирования прибыльного кино. Именно поэтому за итальянскую часть работы над Итальянцами отвечал именно он. Попробую объяснить, насколько мне хватает осведомлённости.
Кинорынок в Италии, похожий с точки зрения механизма работы скорее на американский и европейский, нежели на Советский, предполагал достаточно короткое пребывание фильма в прокате. Несколько недель, может, месяц-полтора, не более. Советский Союз в этом смысле, был, конечно, золотой жилой, ибо фильм, получивший достаточное госфинансирование, мог находиться в прокате хоть целый год, а зритель, голодный до хотя бы частично иностранного кино, готов был ходить на один и тот же фильм по десять раз.
К тому же, неожиданная либерализация режима привела к началу культурного обмена и появлению международных проектов. Насколько люди внутри советского инфополя были заинтересованы в западной культуре, настолько на Западе любопытствовали о том, что там такое происходит по ту сторону железного занавеса
Произведения советских деятелей культуры неизменно пользовались вниманием общественности
Сложив в уме два этих фактора, Лаурентис предположил, что на них можно хорошо заработать. Плюс, статус первопроходца – тоже, знаете ли, неплохо для бизнеса. И тогда Дино обратился к тому режиссёру, которого знал, и о котором кто только не слышал. И нет, это ещё не про Рязанова, это про Бондарчука-старшего. После «Войны и мира» об этом режиссёре заговорили по всей планете, и поработать с ним было весьма привлекательной мечтой. Дино де Лаурентис эту мечту осуществил. В результате международного сотрудничества на свет появился фильм «Ватерлоо». Но случилась незадача. В результате сделки итальянская сторона осталась, скажем так, немножко в долгу перед советской. Я ведь говорил, что Дино – коварен, да?
Кадр из «Ватерлоо» Сергея Бондарчука
И тогда, дабы урегулировать спор в мирном ключе, возникла идея снять ещё один фильм. Скажем прямо, он был больше нужен советской стороне, нежели итальянской. Собственно, этим во многом объясняется, что от нас на площадку поехали звезда всех звёзд Андрей Миронов, всеобщий любимчик Евгений Евстигнеев, а самым известным итальянским артистом в кадре можно считать Нинетто Даволи, который вообще не актёр, и в кино попал через постель Пазолини. Но об этом чуть позже.
В общем, для советской стороны это был проект имиджевый. Вы, вероятно, помните, как Советский Союз представлен в фильме (хотя какой Советский Союз? Россия, Россия, даже в название вынесено). Чистые улицы, честная милиция, нашедшим клады вручаются премии размером 25% (а это ведь огромные деньги!), за подрыв бензоколонки мафиозе предъявили штраф, в кадре – исключительно исторические здания, самые европейские районы двух столиц, ну и так далее. Ни многочисленных памятников Ленину, ни плакатов о труде и социализме, только осколки старого дореволюционного мира, подкрашенные и обновлённые. Союз показан максимально цивилизованным и благожелательным, ничем не хуже Рима, который мельком показали в начале картины.
А для Лаурентиса это был проект-возврат долга, вынужденный так сказать. И хоть принято считать, что увидев кассовые успехи в Союзе и гениальность Рязанова в качестве режиссёра, Дино пожалел о том, что не подогнал актёров получше, это ситуацию уже никак не меняет. Чтобы вы понимали, за первый год проката фильм посмотрели 50 миллионов человек, то есть, пятая часть всего населения страны.
Давайте же посмотрим на то, кого именно удалось достать Лаурентису для съёмок в столь важном международном проекте
Избранная фильмография
Фильм
- Il vangelo secondo Matteo (Евангелие от Матфея, 1964, Pasolini) — Pastore con bambino, в титрах не указан
- Uccellacci e uccellini (Ястребы и воробьи, 1966, Пазолини) — Инноченти Нинетто / Брат Нинетто
- Le streghe (1967, Пазолини) — Бачу Мяо (фрагмент «La terra vista dalla luna»)
- Requiescant (1967) — Эль-Ниньо
- Эдипо ре (Эдип Царь, 1967, Пазолини) — Анджело
- Каприз в итальянском стиле (1968, Пазолини) — Отелло (отрывок «Che cosa sono le nuvole?»)
- Теорема (Теорема, 1968, Пазолини) — Анджелино — Вестник
- Партнер (1968) — Студент
- Amore e rabbia (1969, Пазолини) — Рикчетто (отрывок «La Sequenza del fiore di carta»)
- Porcile (Свинарник, 1969, Пазолини) — Мараккионе
- Остия (1970) — Фиорино
- Il Decameron (Декамерон, 1971, Пазолини) — Андреуччо из Перуджи
- Er Pi — Storia d’amore e di Coltello (1971) — Антонио Черино, он же Тотарелло
- Невидимые тени (1972) — Джорджио Толкач
- I Racconti di Canterbury (Кентерберийские рассказы, 1972, Пазолини) — Перкин
- S.P.Q.R. (1972)
- История фифа и колтелло — er seguito del più (1972) — ‘Тотарелло’ Меникони
- Il maschio ruspante (1972) — Уолтер
- Anche se volessi lavorare, che faccio? (1972) — Риччетто
- Мария Роса ла Гуардона (1973) — Ромоло
- Ла Тоска (1973) — Уссано Неро
- Storia de fratelli e de cortelli (1973) — Риччетто
- Storie scellerate (1973) — Бернардино
- La signora è stata violentata (1973) — Палла — il fattorino
- Невероятные приключения итальянцев в России (1974) — Джузеппе
- Паскуалино Каммарата, капитан фрегата (1974) — Отелло Меникони
- Il fiore delle Mille e una Notte (Тысяча и одна ночь/Арабские ночи, 1974, Пазолини) — Азиз
- Аппассионата (1974) — Мальчик мясника
- Amore mio, кобель non farmi (1974) — Джованни ‘Нинетто’ Прокаччи
- Il lumacone (1974) — Джинетто
- Qui comincia l’avventura (1975) — Il saltimbanco / l’angelo / il diavolo
- Il vizio ha le calze nere (1975) — Сандро Лучетти
- Франкенштейн all’italiana (1975) — Игорь
- L’agnese va morire (1976) — La disperata
- Spogliamoci, così senza pudor (1976) — Пьетро, вор (сегмент «L’armadio Di Troia»)
- Amore all’arrabbiata (1976) — Нинетто Де Теренци
- Смертельная охота (1977) — Марио
- Casotto (1977) — Il fotografo
- Малабестия (1978) — Филиппо Диоталлеви
- La liceale seduce i Professori (1979) — Артуро
- Maschio .. femmina … fiore … frutto (1979) — Донато — un militare
- Хорошие новости (1979) — Фатторино
- Il cappotto di Astrakan (1980)
- Il minestrone (1981) — Джованни
- Сердце тирана (1981) — Филиппо
- Il Conte Tacchia (1982) — Нинетто
- Occhei, occhei (1983) — Prete
- Мэри Уорд (1985) — Беттлер-ам-Бруннен
- Момо (1986) — Нино
- A proposito di Roma (1987)
- Animali Metropolitani (1987) — Спартако Скорчеллетти
- Le rose blu (1996)
- La ragazza del metrò (1989) — Донато
- Le rose blu (1989) — La guardia carceraria
- L’anno prossimo vado a letto all dieci (1995) — Il Tenente
- Я маги рандаги (1996) — Амико ди Джузеппе
- Cinématon #1824 (1997)
- Una vita non violenta (1999) — Франко
- Uno su due (2006) — Джованни
- Конкретный романс (2007) — Помпо
- Scontro di civiltà per un ascensore a Piazza Vittorio (2010) — Il Tassinaro
- Тутти аль маре (2011) — Альфредо
- Fiabeschi torna a casa (2013)
- Без жалости (2014) — Сантили
- Пазолини (2014) — Эпифанио
- Mio papà (2014) — Орсо
- Уно анзи из-за (2015) — Нандо Скаратти
- Natale a Londra — Dio salvi la regina (2016) — Эр Дука
- Палач (2017) — Рудольфо
Телевидение
- Le avventure di Calandrino e Buffalmaco (1975, мини-сериал)
- Addavenì quel giorno e quella notte (1979, мини-сериал) — Эр Самурай
- Sogni e bisogni (1985, мини-сериал) — Эр Карамелла
- La romana (1988, мини-сериал)
- L’altro Enigma (1988, ТВ) — Il barbone
- Il vigile urbano (1989)
- L’avvocato porta (1997) — Ремондино
- Ла Банда (2000, ТВ, фильм)
- Vite a prendere (2004, ТВ) — Энрико Ферочи
Сердце тирана, или Боккаччо в Венгрии (1981) (A zsarnok szíve, avagy Boccaccio Magyarországon)
Арт-хаус / Авторское кино, Драма, Зарубежный фильм, Исторический
Режиссер: Миклош Янчо
В ролях: Тереза Энн Савой, Ласло Гальффи, Йожеф Мадараш
На дворе – XVI век, действие разворачивается в Венгрии, куда возвращается юноша по имени Гашпар. Он наследник состоятельного семейства, проведший несколько лет в Болонье, куда его отправили еще совсем младенцем. Вместе с ним в Венгрию едут несколько актеров из Италии, которые планируют поставить спектакль по мотивам новелл Джованни Боккаччо. Добравшись домой, Гашпар выясняет, что в семье произошла трагедия – отец погиб на охоте, после чего мать лишилась дара речи. Но не все так однозначно, и вполне возможно, что отца на самом деле убил его брат Карой. И теперь Гашпару и его другу предстоит провести свое расследование убийства.
Номинация на Золотого Льва Венецианского кинофестиваля 1981 г.